«Открытые системы»

Потребители хотят получать более гибкие решения, точно привязанные к их конкретным потребностям

Через шесть лет после первого визита в компанию Intersystems у редактора журнала «Открытые системы» Леонида Черняка появился удобный случай посетить ее вторично и снова поговорить с ее техническим руководителем Полом Грабшайдом.

За время с нашей прошлой встречи в ИТ-отрасли произошли колоссальные изменения, пережит Internet-бум, корпоративные системы осваивают слабосвязанные и сервисные архитектуры. На этом фоне Intersystems демонстрирует удивительную стабильность, все тем же самостоятельным небольшим кораблем компания вполне уверенно плывет по океану информационных технологий. Но что-то же и у вас переменилось?

Действительно, мы встречались с вами на волне восторгов, связанных с Internet, и с той поры успели пережить их спад, но вот все снова понемногу становится на свои места. Ситуация стабильная, за это время мы выросли почти вдвое по численности, у нас 600 сотрудников. Расширилось и наше географическое представительство, теперь у Intersystems есть офисы в странах Азии и Латинской Америки.

Пол Грабшайд: «Заказчики хотят получать более гибкие решения, точно привязанные к их конкретным потребностям»

С технологической точки зрения одно из самых интересных изменений состоит в том, что тогда наши продукты в основном использовались для приложений на уровне подразделений, а предприятия в целом больше ориентировались на крупные готовые системы типа SAP R/3. Теперь же ситуация меняется в нашу пользу, системы категории «все в одном» теряют свою привлекательность. Заказчики хотят получать более гибкие решения, более точно привязанные к их конкретным потребностям; в этих условиях один продукт или одна СУБД не решают всех проблем, но при этом гетерогенные приложения должны быть собраны в систему и гибко связаны между собой.

Изменение представлений о корпоративных системах позволило нам вывести в 2003 году на рынок еще один наш продукт, Ensemble, решающий именно эту категорию задач. Мы в какой-то мере опередили нынешнее увлечение Web-сервисами и сервис-ориентированными архитектурами (Service-Oriented Architecture). Используя Web-сервисы и SOA, мы собираем отдельные приложения в «связанное предприятие» (Connectable Enterprise). Мы, как вы знаете, начинали с медицины, и именно в этой сфере предлагаемые нами новые подходы особенно востребованы. Причина в том, что, как ни странно, медицина остается одной из наиболее разобщенных сфер применения компьютерных технологий. Если вы сравните производственные предприятия с медициной, то увидите, что тысячи больниц функционируют совершенно автономно, врачи работают независимо друг от друга или небольшими группами, притом что здравоохранение в США составляет 16% всей экономики. Эффективность этих инвестиций, качество обслуживания в значительной мере зависят от возможностей информационного обмена всех составляющих компонентов медицинской системы, от системы оказания услуг. До тех пор пока все разрозненно, доставка медицинских услуг будет несовершенна. Это открывает широкое поле интеграции приложений.

Создание интегрированной медицинской системы представляется колоссальной задачей, как вы мыслите ее решение?

Только последовательными небольшими шагами. К счастью или к несчастью, в США нет общегосударственной системы медицинского обеспечения. Медицинские структуры растут «снизу вверх». Скажем, в нашем штате, Массачусетсе, разрабатывается несколько интегрированных систем. В других странах мы заняты в подобных проектах национального масштаба, например в Голландии, там компания Computer Science Corporation создает такую систему на базе Ensemble.

Здравоохранение остается для вас заказчиком номер один?

Да, в США и некоторых других странах. К примеру, на основе Ensemble создается медицинская система в Китае, это система огромного масштаба. Везде, пожалуй, за исключением России, государственные медицинские системы для нас являются крупнейшими заказчиками, везде одни и те же проблемы: старение населения, возрастание стоимости услуг и т. д.

Вы упомянули SOA. Сегодня трудно найти ИТ-компанию, которая бы не говорила о своей приверженности этой архитектуре; в чем состоит ваше видение данной технологии?

Прежде всего, SOA это не технологии, а концепция. Технологии Web-сервисов, SOAP и т. д. — всего лишь один из возможных механизмов доставки сервисов. В Cache, а позже и в Ensemble мы приняли собственную философию, допускающую разнообразные подходы к доставке сервисов. Мы создаем объект в Cache, он может быть доступен в самой Cache, а также в средствах Java или Active X. С тех пор появились J2EE, .Net, Web-сервисы, XML, появится что-то еще в дальнейшем, но наша философия останется прежней. Объектный подход не перестанет обладать преимуществами при описании данных и того, что нужно делать с этими данными. Но всегда будут предпочтения по отношению к определенным механизмам доставки и средствам разработки, и мы не можем заведомо отдать предпочтение чему-то одному. Среди наших потребителей есть адепты той или иной технологии, а мы хотим работать на всех. Для нас SOA не является чем-то новым, мы всегда говорили о необходимости связывать приложения сервисами, может быть не используя ту терминологию, которая в моде сейчас. Признаюсь, мы более успешны в технологиях, чем в маркетинге, эта наша сила и слабость одновременно.

То есть вы строили связанность по природе сервисную, но не использовали термин SOA?

Если мы оглянемся назад, то увидим, что всегда существовало два типа связанности, у каждого свои недостатки. Один на уровне данных, данные находились в реляционных СУБД, но не вся логика связанности данных укладывается в таблицы. Второй способ — через программные интерфейсы, но они слишком специфичны и зависят от языка, на котором вы работаете. Достоинства Web-сервисов в том, что они менее технологически зависимы и слабее связаны, а также позволяют работать на расстоянии. Но здесь тоже не все просто: слабая связанность приносит большие потери в производительности, поэтому организации часто стремятся сделать сервисы крупнее, чтобы сократить затраты при обмене.

Сейчас много внимания уделяется неструктурированным данным. Как чувствует себя Cache в новом мире и что вообще ожидать в области СУБД, как они адаптируются к возрастающему потоку неструктурированных данных?

За минувшие годы возросли объемы хранимых данных и их состав, объектами хранения в той же медицине становятся снимки, аудиофайлы, а также тексты и т. д. Мы видим повышенное внимание к средствам для работы с текстами, к поиску в текстах. Поэтому тексты должны переместиться из файловых систем в базы данных, следовательно, значение СУБД возрастет, тем более что возрастают требования к сохранности текстов и их защищенности, эти задачи разумнее решать внутри баз, а не так, как это делалось раньше. Значение СУБД будет постоянно возрастать, а качество их работы с данными улучшаться.

В таком случае вам не кажется странным, что два мира — мир производителей систем хранения данных и мир производителей СУБД — недостаточно прочно связаны между собой? Не должна ли происходить какая-то конвергенция?

Я все больше думаю о проблеме архивации данных и способах ее разрешения. Здесь действительно складывается странная картина. Для тех, кто занимается системами хранения, единицей измерения является файл, СУБД им представляется одним или несколькими большими файлами данных, они смотрят внутрь, на то, каковым является жизненный цикл данных внутри СУБД. Там могут быть редко востребованные данные или наоборот, но сейчас нет комплексного решения, учитывающего этот самый внутренний жизненный цикл. Это одно из возможных направлений для развития СУБД в будущем. Я не вижу пока ответа на вопрос «что делать». Обычно говорят — покупайте больше дисков, но это не выход из положения. Нужны совместные усилия представителей обоих миров.

Что, по вашему мнению, ожидает Intersystems в следующие шесть лет?

Ограничимся тремя годами. Положение частной компании позволяет служить только нашим клиентам и не думать об инвесторах. Поэтому мы прогнозируем постоянный спокойный рост процентов на 20-25 в год и постоянный рост масштабов решений на основе наших продуктов в ближайшие годы. Дальше можно ожидать новых качественных изменений, с том числе и в технологиях.