«Электронная Россия» проходит очередную трансформацию

19 июня в Москве прошла встреча руководителя Федерального агентства по информационным технологиям («Рос?информтехнологии») Владимира Матюхина с представителями ряда отраслевых компаний. Основной ее темой стали изменения, которые происходят в федеральной целевой программе «Электронная Россия».

Не секрет, что эта федеральная программа никогда не получала полного финансирования, отчего многие предусмотренные ею проекты так и не получили шанса быть выполненными. Но и подбор самих проектов, как показала практика, оказался не идеальным.

Когда в результате административной реформы были созданы Росинформтехнологии, перед ведомством стоял портфель из 34 проектов, каждый из которых предполагал создание собственной независимой методологии, инфраструктуры и т. д. Взаимодействия между системами, которые должны были получиться в результате, не было предусмотрено, а опыт, пприобретенный в ходе их разработки, нельзя было использовать в дальнейшем.

Владимир Матюхин: «В области электронной подписи большая часть работы выполнена. Теперь предстоит решить проблему международного взаимодействия»

Задача, которую поставило перед собой агентство, заключалось в том, чтобы создать общие опорные точки и уже на них «натянуть» необходимые решения. Иными словами, создать такую инфраструктуру, которая бы смогла реализовать выполнение любого регламента оказания государственных услуг и межведомственного взаимодействия, какой бы ни придумало правительство.

Для этого сейчас создается федеральный информационный центр, который и будет физически обеспечивать выполнение намеченных планов. На его мощности планируется перенести не только вновь создаваемые, но и уже работающие решения, например портал государственных закупок, который сейчас поддерживается силами МЭРТ.

Также было принято решение отказаться от выполнения множества мелких региональных пилотных проектов, расширить горизонт планирования до двух-трех лет и сконцентрироваться на трех основных направлениях: область доверия (электронная подпись), государственное хранилище и идентификация.

В области электронной подписи большая часть работы выполнена. Теперь предстоит решить проблему международного взаимодействия, с тем чтобы зарубежные электронные документы признавались в России, и наоборот. По словам Матюхина, поддержку проекту выразили такие страны, как Германия, Эстония, Польша и Венгрия. При этом наибольшие сложности в организации такого обмена вызывают не технологические проблемы (их нет), а организационные.

Для реализации проекта государственного хранилища — оно должно заменить множество ведомственных, дублирующих друг друга баз данных — созданы два кластера на основе серверов IBM и Sun Microsystems. Они, в свою очередь, разбиты на два контура: межведомственного взаимодействия и взаимодействия государств с населением (последний реализует технологии единого окна, общественной приемной и т. д.). Получившееся решение готово для дальнейшего тиражирования, и в ряде регионов заявили, что намерены это делать за собственные средства. Обкатка первых работающих образцов этих систем должна стартовать к концу текущего года.

В области идентификации планируется создать единую федеральную социальную карту, которая должна заменить «колоду карт», выпущенных или планируемых к выпуску различными ведомствами. С ее помощью станет возможной идентификация человека во всех государственных информационных системах. За основу взята идея социальной карты, которая уже реализовывается в Москве, однако технологически — из-за проблем с безопасностью — она не подходит. «Тиражировать такие решения на страну было бы безответственно», — подчеркнул Матюхин.

В новой карте должна появиться возможность ее привязки к платежной системе «Сбербанка» и системе продажи билетов РЖД. Ведутся переговоры с Пенсионным фондом для того, чтобы также интегрировать систему идентификации этого ведомства с национальной системой идентификации, возможно также включение в проект системы обязательного медицинского страхования.

В ближайшее время будут сформулированы требования к микропроцессору карты, но уже сейчас ясно, что он должен поддерживать высокую степень криптографии и возможность совершать транзакции в режиме офлайн, поскольку в ряде регионов оперативно проверить валидность карты онлайновым способом попросту невозможно из-за отсутствия каналов связи.

На 2005 год из бюджета страны на «Электронную Россию» выделено 970 млн. рублей. Львиная доля этих средств проходит по статье государственных капитальных вложений, и лишь чуть более 30 млн. руб. выделено на НИОКР. Разница между этими двумя статьями заключается в том, что по первой приобретается готовое оборудование и лицензии на программное обеспечение, а по второй — услуги по разработке чего-либо, что выходит за рамки стандартного функционала. На будущий год ставится задача снизить долю капитальных вложений и увеличить долю НИОКР, при этом общий объем бюджетных средств на программу может быть увеличен до 1,2-1,3 млрд. руб.

Большие хлопоты агентству принес вступивший в силу с начала этого года федеральный закон № 94, который регулирует государственные закупки. Он практически остановил расходование бюджетных средств, поскольку ведомство не сразу смогло выполнить все его жесткие требования. Как сетуют в агентстве, ряда подзаконных актов все еще нет.

Например, не существует утвержденного способа определения дееспособности поставщика. Поскольку за десять предусмотренных законом дней «получить осмысленный ответ из контролирующих органов невозможно», в «Росинформтехнологиях» придумали свою «хоть какую-то систему, чтобы не попасть под санкции ФАС».

Кроме того, агентство ощущает острую нехватку квалифицированных юристов и проектировщиков в области ИТ для проверки конкурсных документов, производительность аппарата ведомства составляет всего два комплекта документов в неделю.

В общей сложности в этом году предстоит распределить средства на 33 лота, первые пять будут закрыты в самое ближайшее время. Среди них — лот на создание нового сайта президента. 


Дорожная карта «Электронной России»

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» утверждена распоряжением правительства в начале 2002 года. Государственным заказчиком и координатором программы выступило Министерство по связи и информатизации РФ (нынешнее Мининформсвязи). Также в числе заказчиков МЭРТ, Минобразования, Минпромнауки, Российское авиационно-космическое агентство, ФАПСИ, Российское агентство по системам управления. Большинство этих ведомств к настоящему времени преобразованы.

Выполнение ФЦП было разбито на три этапа. Первый этап, который проходил в 2002 году, предусматривал анализ использования ИТ в различных сферах общественной жизни, анализ законодательной базы и проведение первых проектов по внедрению электронного документооборота в госорганах. В ходе второго этапа, который был рассчитан на 2003-2004 годы, планировалось продолжить эти проекты, создать инфраструктуру общественного доступа в Internet, а также начать работу по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика продуктов и услуг в области ИТ. Третий этап, намеченный на 2006-2010 годы, должен был ознаменоваться «массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики», а также «созданием предпосылок для реализации прав граждан на доступ к информации».

Из всего многообразия начинаний в ФЦП остались только работы по созданию электронного правительства, остальные инициативы теперь продолжаются вне ее рамок (например, подключение школ к Internet будет осуществляться в рамках национального проекта «Образование»). В ближайшее время правительство примет постановление о корректировке программы и таким образом окончательно утвердит произошедшие изменения.