Computerworld, США

В ходе последних поездок я познакомился с рядом крупных компаний, руководство которых рассматривало планы организационных преобразований. ИТ-департаменты объединялись с обслуживающими подразделениями. Тут и там возникали гибридные организации с многочисленными центрами мастерства и специализированными офисами. Людей перемещали в основные подразделения и выводили их оттуда. С разработанных много лет назад процессных моделей ИТ-служб смахивали пыль и переводили их на современный лад. Воздух наполняли разговоры о провалах.

Если бы все ограничивалось только разговорами, в этом не было бы никакого вреда. Но к сожалению, в некоторых организациях реформы начинали реализовывать на практике. При этом велик риск нанести серьезный удар по производительности, не достичь поставленных целей и настроить против себя клиентов. А многих сотрудников, вероятно, и вовсе ждет увольнение.

Центры мастерства. Данная модель, призванная оказывать адресную поддержку таким вещам, как архитектура, продолжает укреплять свои позиции в среде сторонников реорганизации. Однако центры мастерства зачастую пытаются брать на себя ответственность за направления, лежащие вне сферы их компетенции. Этим подразделениям следует заниматься иными делами. Пытаясь формировать стратегию, они могут повредить отношениям между ИТ-службой и ее внутренними клиентами. Сколько людей в ИТ-подразделении непосредственно общается с клиентами? Согласуются ли их рекомендации? Кто в действительности определяет стратегию?

Специализированные офисы. Консолидация действий в рамках единой программы или группы управления проектом также находит все более серьезную поддержку. Однако эти офисы не должны мешать при решении конкретных задач. Если польза от них оказывается меньше, чем от организаций, которым эти группы пришли на смену, не стоит тратить средства на их поддержку.

Модели, управляемые процессами. Организация работы ИТ-служб по-прежнему выстраивается вокруг процессов. Однако ИТ-специалисты поддерживают повседневные отношения и с другими людьми, деятельность которых протекает в той же области или связана с проведением технической экспертизы. Функционально-изолированные структуры могут показаться старомодными, однако они играют определенную роль в осуществлении поддержки персонала, в проектировании и в удовлетворении потребностей пользователей. Определение и использование процессов не обязательно предполагает выстраивание организации вокруг них.

Перемещение людей в бизнес-подразделения и обратно. К примеру, бизнес-аналитики постоянно то переводятся в основные подразделения, то выводятся из них. Правда, организация этих процессов, похоже, не заслуживает внимания; поскольку подобное существование не приносит людям радости. Согласитесь, на вопрос «Какие ресурсы имеют отношение к бизнесу» нет хорошего ответа. Ищите способы заставить все это работать.

Ломка сложившихся взаимоотношений. В любой организации существует определенная система взаимоотношений. Некоторые люди выступают в роли информационных концентраторов, они всегда знают, что произойдет в ближайшем будущем. Другие являются наставниками, стражами или координаторами, обеспечивающими своевременное и качественное выполнение процессов. В процессе реорганизации эти люди зачастую теряют свои позиции, что приводит к перебоям в выполнении процедур и к нарушению прохождения информационных потоков. Неформальные сети, определяющие, «как нужно говорить» или «как нужно делать», не менее важны, чем формальные структуры.

Следует признать, что успешная реорганизация предполагает повышение производительности труда и минимизацию периода адаптации. Если у вас есть соответствующие планы, задайте себе сначала несколько вопросов.

  • Какие вопросы я пытаюсь решить? Чем я жертвую в процессе решения этих вопросов?
  • Какие указания новая структура пересылает моим клиентам? А моему ИТ-департаменту? Как все это отражается на поведении людей?
  • Способствует ли новая организация усилению и углублению деятельности моей команды?

Иногда реорганизация порождает волну успеха. Но чаще всего этого не происходит. Поэтому сначала убедитесь в том, что новая организация повышает ваши шансы достигнуть поставленных целей.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями