Очередные «Отраслевые дни Microsoft» были посвящены возможностям информаци?онных технологий в сфере торговли
Евгений Воронин: «Перед отечественными торговыми предприятиями уже не стоит вопрос, вкладывать средства в автоматизацию или нет. Вопрос уже в том, когда, куда и сколько вкладывать»

Супермаркет, оснащенный «умными» тележками для продуктов, узнающими постоянных покупателей с помощью специальных радиочастотных устройств. Тележки, высвечивающие на небольшом мониторе оптимальную траекторию движения между стеллажами, где расположены продукты, предпочитаемые именно этим покупателем. Торговый зал, где каждая полка снабжена электронным мини-табло, показывающим цену товара, а маркетинговые акции не требуют от персонала бесконечного распечатывания на принтере новых ценников и рекламных слоганов. В зале есть беспроводной доступ к Internet (покупатель, выйдя в Сеть, может сравнить цену товара на прилавке с той, что предлагается за него, например, в других магазинах). На выходе вместо кассира и очереди — аппарат, автоматически считывающий метки с покупок. И конечно, автоматизированный учет товара, управление складами, поставками, логистикой и т. д.

Это магазин уже близкого будущего. Такую картину развернул перед представителями торговых предприятий, участниками «Отраслевых дней Microsoft» Евгений Воронин, директор Microsoft Business Solutions Microsoft Россия. Часть технологий, необходимых для создания такого магазина, по его словам, уже предлагается компанией и ее партнерами — на базе Microsoft Dynamics NAV и AX и Microsoft Dynamics CRM.

По мнению Воронина, торговля «идет в авангарде автоматизации, уступая в этом лишь финансовым учреждениям». Сергей Котов, начальник управления эксплуатации ИТ торгового дома «Перекресток», привел следующие цифры. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, оборот розничной торговли в России в 2005 году составил 6,934 трлн. рублей, что на 12% больше, чем в 2004 году.

Удельный вес торговых организаций и частных предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в обороте розничной торговли в 2005 году вырос с 77,9 до 79%. Другими заметными тенденциями стали: активизация слияний и поглощений, региональная экспансия столичных ритейлеров, выход на фондовый рынок. Кроме того, в России все более активно разворачивают деятельность западные компании.

«В этой ситуации перед отечественными торговыми предприятиями уже не стоит вопрос, вкладывать средства в автоматизацию или нет. Вопрос уже в том, когда, куда и сколько вкладывать», — подчеркнул Воронин.

В качестве примера было приведено внедрение Dynamicx AX в компании «ГСК-Фитингвиль», дистрибьютора, специализирующегося на поставках комплектующих для систем отопления, водоснабжения и создания искусственного климата помещений. Компания имеет центральный офис в Санкт-Петербурге и восемь филиалов в крупных городах России, у нее более 1,5 тыс. клиентов.

В свое время стремительный рост компании, организация филиалов и склада при каждом из них, увеличение номенклатуры продукции до 4 тыс. позиций привели к резкому росту материальных и информационных потоков. В результате возникла проблема, характерная для крупных дистрибьюторов, — отсутствие централизованного управления активами. Товарными запасами управлять становилось год от года труднее — излишки шли рука об руку с дефицитом быстрорастущих товарных групп.

По результатам тендера для автоматизации управления была выбрана система Dynamics AX и партнер по внедрению — компания Columbus IT. За пять месяцев был внедрен полный функционал модулей «логистика», «сводное планирование», «расчеты с клиентами и поставщиками» и «управление цепочками поставок».

По словам Марка Самойловича, менеджера проектов Columbus IT, «изюминкой проекта стало полномасштабное внедрение сводного планирования». Для заказчика это было очень важно, так как «ГСК-Фитингвиль» работает на быстрорастущем рынке, где важно четко отслеживать состояние потребностей, бесперебойные поставки.

Причем бизнес нужно было строить в территориально распределенной компании, что имеет свои особенности.

Сегодня система ежедневно обрабатывает более 1 млн. строк данных о закупках и перемещении товаров, а расчет сводного плана производится в течение трех часов в ночное время. Чтобы поддерживать требуемый уровень складских запасов, в системе были введены автоматический расчет страховых запасов и расчет оборачиваемости товарных запасов, а также обеспечена координация запланированных заказов с цепочками поставок. Возможности Dynamics AX были дополнены разработкой схемы распределения товара между всеми отделениями «ГСК-Фитингвиль» и связанной с ней схемой резервирования продукции, находящейся на любом участке логистической цепочки компании.

На сегодняшний день в системе работают около 120 человек. В качестве положительных итогов внедрения руководство «ГСК-Фитингвиль» отметило улучшение такого показателя, как наполнение заявок клиентов, возросшее в полтора раза. Объем продаж компании в 2005 году увеличился на 42% при росте товарных запасов всего на 20%, что свидетельствует о снижении издержек, связанных с логистикой. Сократилось количество перекрестных запросов между подразделениями и сотрудниками компании, бизнес-процессы стали более прозрачными.

На конференции также были представлены проекты внедрения продуктов Microsoft в компаниях ОРФЕ (партнер — TopS BI), ЗАО «Ленрианта» (IBS), «ТВОЕ» («Импакт-Софт») и др.

Поводя итог, Воронин заявил, что автоматизация является лишь одним из инструментов получения конкурентного преимущества. Экономический эффект она дает только будучи правильно использованной в рамках общей стратегии предприятия. На вопрос, когда, куда и сколько нужно инвестировать в ИТ, ответы были следующие. Инвестировать стоит лишь тогда, когда имеется стратегия и бизнес-процессы, реализующие стратегию, а руководство торгового предприятия курирует ИТ-проекты. Важно наличие баланса между автоматизацией ключевых бизнес-процессов и новыми технологиями. По данным Microsoft, в российской торговле на ИТ-инфраструктуру (без техподдержки) в расчете на одного сотрудника в год тратится порядка 1,3 тыс. долл. Однако, по словам Воронина, размер инвестиций не имеет значения. Главное — их качество и эффективность.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями