В крупнейшем металлургическом холдинге создается унифицированная ИТ-инфраструктура
Центральный пульт управления установки «печь-ковш» в мартеновском цехе ОАО «Тагмет»

Формирование холдинга на основе независимых ранее предприятий привело к необходимости создания единого информационного пространства, основой которого служит разработанная и внедряемая в настоящее время унифицированная ИТ-инфраструктура, учитывающая специфику уже существующих информационных систем, входящих в состав ТМК предприятий. Ее построение является частью стратегии модернизации производственных фондов ТМК и ввода в действие новых мощностей. Данная стратегия предусматривает использование передовых технологий и реализацию комплексной программы оптимизации издержек.

В процессе становления ТМК, отмечающей в апреле пятилетие, сформированы стандарты корпоративного управления и созданы такие централизованные структуры, как единый производственный центр планирования, единая финансово-экономическая система, единая система бюджетирования. Для эффективной поддержки их работы осуществляется внедрение корпоративной информационной системы, отвечающей требованиям разграничения уровней ответственности между управляющей компанией и заводами.

«В связи с развертыванием охватывающей все структуры холдинга корпоративной информационной системы на базе учетных и аналитических модулей SAP R/3, приложения которой инсталлируются на вычислительных средствах, размещенных в центре обработки данных хостинговой компании, возникла необходимость модернизации коммуникационной и информационной инфраструктуры управляющей компании холдинга и всех предприятий ТМК. Потребовалось значительно повысить быстродействие и улучшить качественные характеристики корпоративной сети, а также снабдить ее надежными средствами защиты. Наряду с этим предстояло приступить к формированию единого информационного пространства ТМК на основе современной ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей эффективное и безопасное взаимодействие всех подразделений», — подчеркивает начальник управления информационных технологий ТМК Сергей Кораблев.

Новая корпоративная сеть, заменившая 256-килобитные выделенные каналы, построена на базе транспортной сети «Эквант» с использованием технологии многопротокольной коммутации по меткам IP MPLS, предоставляющей возможность формирования выделенных VPN-соединений. Эта сеть обеспечивает внедрение ERP-системы, поддержку корпоративной IP-телефонии, организацию видеоконференций и передачу трафика приложений, работающих в локальных сетях предприятий. Для обеспечения непрерывности бизнеса создана резервная сеть на основе спутниковых каналов, автоматически активизируемых в случае возникновения проблем в основной сети.

Задача построения ИТ-инфраструктуры возложена на компанию TopS BI.

Стандартизация инфраструктуры…

Как отмечает директор департамента системной интеграции TopS BI Андрей Кондратьев, формирование ИТ-среды для надежного функционирования ERP- и других корпоративных приложений в распределенной структуре ТМК тесно связано с инфраструктурными решениями, предусматривающими модернизацию компьютерных и сетевых систем, создание объединенной электронной почты холдинга и единой системы информационной безопасности, а также организацию унифицированного доступа к корпоративным информационным ресурсам, обеспечивающего мобильность пользователей и предоставление им персонифицированного набора сервисов в каждом офисе и предприятии холдинга.

«Проведенное нами обследование выявило значительные различия в ИТ-оснащении заводов, которые долгое время являлись независимыми предприятиями. В ряде случаев требовалось обновить устаревшие серверные платформы и модернизировать локальные сети для дальнейшего развития предоставляемых бизнес-пользователям ИТ-услуг», — поясняет он.

Выяснилось также, что не согласованные ранее принципы организации почтовых систем, отсутствие единого справочника всех сотрудников холдинга, различие в организации файловых систем значительно усложняют деловое общение между подразделениями ТМК. Применение различных платформ и политик информационной безопасности не могло больше обеспечивать требуемого уровня защиты.

Таким образом, обследование показало, что создаваемые управленческие стандарты холдинга целесообразно дополнить стандартами в области ИТ, способствующими повышению эффективности использования информационных ресурсов и уменьшению суммарных инвестиций.

… и ее реализация

В качестве корпоративного стандарта для офисных приложений и серверных продуктов, используемых во всех структурах ТМК, принято программное обеспечение Microsoft.

Унифицирующая доступ к информационным ресурсам единая служба каталога и интегрированная с ней почтовая система базируются на Microsoft Active Directory 2003 и Exchange 2003. Использование Active Directory упрощает создание территориально распределенного сервиса каталогов всего холдинга благодаря возможности взаимодействия со многими другими каталогами и их синхронизации. Применение единого сервиса каталогов позволяет осуществлять авторизацию пользователей при доступе к информационным ресурсам, обеспечивает централизованное администрирование, управление настройками рабочих станций и распространением обновлений системного программного обеспечения, предоставляет возможность хранения единых справочников.

Унификация методов обеспечения сетевой безопасности и упорядочение политик локального администрирования осуществляется на основе программных продуктов CheckPoint.

«В соответствии со структурой холдинга глобальная политика безопасности определяется администратором центрального домена системы защиты. Администраторы удаленных офисов и заводов могут дополнять ее собственными, не противоречащими глобальным, правилами. Такая стратегия поддерживается программным инструментарием CheckPoint Provider-1 Site Manager-1, который специалисты ТМК и TopS BI внедряют одними из первых в России», — подчеркивает начальник отдела системного администрирования ТМК Сергей Кормушин.

Продукты CheckPoint устанавливаются на состоящих из двух серверов кластерах, осуществляющих защиту периметров сетей объектов ТМК в Москве, Екатеринбурге и четырех заводов холдинга, обеспечивая также формирование VPN-туннелей и шифрование передаваемой информации.

Корпоративная система антивирусной защиты создается на основе комплекса программных продуктов компании TrendMicro. Обновления антивирусных баз данных поступают в серверы центрального офиса, откуда после проверки их корректности передаются во все центры обработки данных ТМК. Локальные серверы этой системы осуществляют установку программ-агентов на рабочих местах пользователей. По такой же схеме производится обновление продуктов Microsoft.

Единая аппаратная платформа базируется на системах Hewlett-Packard. В их состав входят серверы HP ProLiant DL360G4 и DL380G4, а также дисковые массивы среднего класса HP StorageWorks EVA или HP MSA и 30-слотовые ленточные библиотеки HP MSL с накопителями HP Ultrium, которые используются в сетях хранения всех центров обработки данных ТМК.

Стандартизовано также обеспечивающее непрерывность работы вычислительных и сетевых средств инженерное оборудование: применяются системы APC InfraStruXure с источниками бесперебойного питания Symmetra и дополнительными стойками NetShelter для размещения серверов и телекоммуникационных устройств и прецизионные кондиционеры Liebert Hiross.

Фундамент бизнеса

К настоящему времени завершен первый этап модернизации и унификации ИТ-инфраструктуры ТМК. В расположенных в Москве центре обработки данных и всех объектах холдинга построены корневой и региональные домены единого сервиса каталогов, введены в действие почтовая и антивирусная система, развернута сеть хранения, создан центральный домен комплекса информационной безопасности, установлены сетевые экраны в нескольких офисах, а также на площадке хостинговой компании, где размещаются серверы, обслуживающие ERP-систему.

Для поддержки введенных в действие программных систем в центре обработки данных установлено около 20 серверов, часть из которых используется в режиме горячего резерва. Это гарантирует непрерывность работы, как при возникновении внештатных ситуаций, так и во время запланированных обновлений программного обеспечения или применения новых политик. Там же расположены серверы автоматизирующей текущую деятельность холдинга информационной системы «Парус», комплекса тарификации железнодорожных перевозок «Полюс», терминальные серверы для доступа из регионов, серверы отладки и тестирования приложений R/3. Система хранения почтовой информации реализована на основе трехузлового кластера, выполняющего также функции централизованного отказоустойчивого хранения файлов и сервера печати.

На региональных объектах холдинга работы проводились в соответствии с заключенными с TopS BI договорами. На некоторых предприятиях большее внимание уделялось вводу в действие инженерного оборудования, входящим в единые системы ТМК сервисам каталогов и электронной почте, модернизации системы резервного копирования. На других — повышению пропускной способности сетей, объединяющих удаленные друг от друга заводские здания, а также модернизации локальных сетей. На всех заводах осуществлен переход на единую антивирусную защиту на базе продуктов TrendMicro.

Предприятия холдинга перешли также на выбранную с помощью специалистов TopS BI схему лицензирования продуктов Microsoft — Open Subscription License. Она позволяет осуществлять удобные для планирования бюджета платежи, учитывающие доступ к новым версиям ПО, а также предоставляет возможность использовать продукты Microsoft на приобретенных после подписания соглашения, компьютерах.

Эффективность инвестиций нескольких миллионов долларов в построение ИТ-инфраструктуры можно оценить в полном объеме после внедрения и эксплуатации всех реализуемых решений. Однако, как подчеркивает отвечающий за информационные технологии заместитель генерального директора ТМК Юрий Огурцов, уже сегодня ясно, что разработанные решения способны обеспечить бесперебойное взаимодействие всех участников бизнес-процессов холдинга.

«Современная унифи?цированная инфраструктура, которая обеспечивает развертывание новых приложений и поддерживает уже работающие задачи, является надежным фундаментом совершенствования управления и повышения эффективности бизнеса», — полагает он.

В течение 2006 года ожидается завершение работ на всех объектах ТМК. В дальнейших планах — расширение функциональности системы, укрепление информационной безопасности холдинга, внедрение современных продуктов и решений для управления ИТ-инфраструктурой ТМК.


Трубная металлур-гическая компания

Трубная металлургическая компания — крупнейший российский и второй по величине в мире холдинг, выпустивший в прошлом году 2,86 млн. тонн труб. В составе ТМК работают Волжский, Синарский и Северский трубные заводы, Таганрогский металлургический завод, а также румынские предприятия — трубный завод ARTROM и металлургический комбинат в Решице. Торговый дом ТМК и компания TMK Global осуществляют коммерческие операции в России и за рубежом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями