НАУЭТ оценила российский рынок электронной коммерции

Национальная ассоциация участников электронной торговли представила отчет о состоянии российского рынка электронной коммерции в 2005 году, подготовленный совместно с агентством PM Group. По оценкам НАУЭТ, в 2005 году объем рынка Internet-торговли составил 4,47 млрд. долл., на 38% больше, чем в 2004 году. Впрочем, относиться к этим цифрам следует осторожно, памятуя о низкой степени прозрачности отечественной экономики и лукавстве статистики. Пожалуй, наиболее адекватной можно считать оценку лишь госсектора.

Неизменный B2G

Объем госзакупок в Internet составил в 2005 году 2,17 млрд. долл., почти не изменившись по сравнению с 2004 годом, так как торги проводили те же самые ведомства, и около 80% оборота в секторе business-to-government пришлось на сделки, совершенные через торговую площадку Росатома. Как отметили представители ассоциации, к настоящему времени примерно половина госзаказчиков выбрали систему для проведения электронных торгов, остальные должны определиться в ближайшие год-полтора.

«Думаю, 2006 год будет переломным в развитии электронной торговли в России», — заявил председатель правления НАУЭТ Дмитрий Черешкин. Событиями, определившими развитие онлайновой торговли в государственном секторе в текущем году, по его мнению, стали вступление в силу поправок к федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», внесенных в связи с грядущим вступлением России в ВТО, и запуск официального сайта, посвященного госзакупкам.

Быстрейший B2B

Быстрее всего в прошлом году развивалась Internet-торговля в корпоративном сегменте business-to-business. Объем торгов в прошлом году практически утроился, что составило 1,3 млрд. долл. Однако появление новых торговых площадок и расширение существующих фактически не изменило общей картины, и сектор B2B также остается сильно монополизированным. Согласно данным, полученным в ходе опроса 64 торговых площадок, проведенного НАУЭТ и PM Group, большая часть из них — многоотраслевые, по три специализируются в металлургии, нефтегазовой отрасли и строительстве. При этом 62% оборота (806 млн. долл.) пришлось на компании топливно-энергетического комплекса, только 125 млн. долл. — на сельскохозяйственные площадки и 110 млн. долл. — на торговлю продуктами питания, доля остальных отраслей еще менее заметна. Самыми динамичными стали площадки, торгующие компьютерами и комплектующими (их обороты увеличились по сравнению с 2004 годом в 4,5 раза), компании ТЭК, чей темп роста составил 231%, и многоотраслевые площадки (151%).

Секреты B2C

Сложнее всего оказалось оценить объем розничного сегмента (business-to-consumer). По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, не более 10% Internet-магазинов согласились предоставить информацию об объеме продаж: данные прислали 60 из 600 опрошенных компаний. Поэтому при составлении отчета активно использовались как оценки конкурентов, так и опросы покупателей, проведенные на сайте ассоциации по базам подписчиков «Партер» и Softkey, а также посетителей Internet-кафе CafeMax.

Таким образом, первое серьезное допущение, которое было сделано составителями отчета, что данная выборка из 3850 человек репрезентативна и результаты ее анализа можно распространить на общее число пользователей Сети. В то же время даже те данные, которые были официально представлены магазинами, их представители были вынуждены корректировать непосредственно в ходе презентации отчета, поскольку форма опроса не позволяла указать точную цифру, а лишь интервал, где она находится. Кроме того, из поля зрения авторов исследования полностью выпали такие сектора, как продажи через Сеть турпутевок, авиабилетов, страховок, мелодий для телефонов.

Тем не менее руководитель проекта Oborot.ru Павел Коротов полагает, что, несмотря на множество нестыковок и недостатков исследования, итоговые цифры оказались близки к реальности. Объем продаж российских Internet-магазинов, по оценке НАУЭТ, составил в 2005 году 1,02 млрд. долл., на 51% больше, чем в 2004‑м. Быстрее всего прибавляли продажи косметики и парфюмерии, выросшие с 0,8 до 8 млн. долл., на втором месте по динамике оказались товары для дома, продажи которых возросли на 150%, достигнув 30 млн. долл., на третьем — аудио-, видео- и цифровая техника (рост на 120% — до 30 млн. долл.). Больше всего заработали магазины бытовой техники и электроники (39% рынка), продажи компьютерного оборудования составили 14%, игрушек, товаров для детей и подарков — 10%. Холдингу eHouse, по оценке НАУЭТ, принадлежит пятая часть российского рынка B2C.

Главными факторами, определив?шими развитие сегмента B2C, стали внесение изменений в закон «О защите прав потребителей», сделавших легитимной торговлю через Internet, ряд слияний, приведших к укрупнению Internet-магазинов, и диверсификация бизнеса крупнейших игроков рынка, таких как «Озон».


Электронная торговля в России

По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли, в 2005 году объем российского рынка Internet-торговли составил 4,47 млрд. долл., это на 38% больше, чем в 2004 году. Объем госзакупок в Сети почти не изменился по сравнению с 2004 годом. Объем продаж российских Internet -магазинов возрос на 51%. Быстрее же всего развивалась электронная торговля в сегменте В2В: объем торгов в прошлом году практически утроился


Отраслевая структура B2B
Сегмент B2B в 2005 году, по оценке НАУЭТ, вырос втрое, составив 1,3 млрд. долл. При этом 62% оборота (806 млн. долл.) пришлось на компании топливно-энергетического комплекса, 125 млн. долл. - на сельскохозяйственные площадки и 110 млн. долл. - на торговлю продуктами питания.

B2C прирастает товарами для дома
По данным НАУЭТ, самое большое число российских Internet-магазинов сегодня специализируется на продаже бытовой техники и электроники (136), книгопечатной и аудио/видеопродукции (65), автозапчастей (65), и их количество растет невероятными темпами - на 260, 310 и 325% соответственно по отношению к 2004 году.

Парфюм из Сети
Самый быстрый рост НАУЭТ отметила в сегменте косметики и парфюмерии, где продажи выросли по сравнению с 2004 годом с 0,8 до 8 млн. долл., на втором месте по динамике оказались товары для дома, продажи которых возросли на 150%, достигнув 30 млн. долл.