В Домодедово не жалеют денег на информационные технологии
Дмитрий Каменщик: «В 2006 году в развитие аэровокзального комплекса Домодедово будет инвестировано 180 млн. долл., в том числе 10 млн. — в ИТ»

В последнее время международный аэропорт Домодедово завоевал репутацию самых современных «воздушных ворот» столицы. И, судя по амбициозным планам группы «Ист Лайн», его развитие будет продолжено. На презентации «Инфраструктура аэропортов: технологический прорыв» были представлены впечатляющие картины «аэропорта-города» с ультрасовременными фасадами, комфортными зонами для пассажиров, оборудованной по последнему слову техники инфраструктурой и т. д.

За всей этой красотой информационные технологии, конечно, остаются незаметными. Но без них функционирование современного аэропорта попросту невозможно. И, по словам председателя совета директоров группы «Ист Лайн» Дмитрия Каменщика, в этом году в развитие аэровокзального комплекса будет инвестировано 180 млн. долл., в том числе 10 млн. долл. — в информационные технологии. А ИТ-директор группы «Ист Лайн» Владимир Корнилов обнародовал некоторые детали компьютерной инфраструктуры аэропорта.

В основе комплекса жизнеобеспечения аэропорта Домодедово лежит концепция интеллектуального здания, которая подразумевает полную автоматизацию мониторинга и управления инженерными системами. Сегодня глобальная система управления зданием аэропорта контролирует более 26 тыс. точек, оснащенных микропроцессорами для сбора данных, и интегрирует 13 крупных подсистем. После завершения реконструкции аэропорта, которая предусматривает значительное расширение его территории, количество объектов управления должно возрасти до 60 тыс.

Инновационной разработкой в области информирования пассажиров является система, которая обеспечивает автоматическое формирование речевых объявлений для посетителей аэропорта на основе оперативной полетной информации. По словам Корнилова, уникальность этой системы в ее многоканальности, то есть возможности одновременной подачи объявлений в разные зоны вещания.

В первой половине 2006 года в Домодедово планируют ввести в эксплуатацию новую автоматизированную систему сортировки багажа со стопроцентным контролем безопасности и пропускной способностью 7 тыс. мест в час. Система позволит полностью отследить каждую единицу багажа вылетающих пассажиров на всех этапах ее перемещения в аэропорту. В эту систему интегрирована система пятиуровневого досмотра багажа, практически исключающая, как утверждают в Домодедово, возможность попадания на борт самолета опасных предметов.

Понятно, что безопасность — главная цель большинства находящихся на земле инженерных и компьютерных систем аэропорта. Так, система экспресс-анализа речи, с успехом опробованная на таможне, предназначена для психоэмоционального анализа голоса у лиц, вызывающих подозрение. Для повышения бдительности операторов досмотровых систем в аэропорту введена система имитации опасных вложений, которая случайным образом «подкладывает» в реальную ручную кладь и багаж образы опасных предметов и позволяет анализировать реакцию сотрудников.

На решение задач безопасности нацелен и действующий с 2003 года на контрольно-пропускном пункте аэропорта аппаратно-программный комплекс для распознавания государственных номерных знаков автомашин, который позволяет путем сравнения с соответствующими базами данных принимать решение о допуске транспортных средств на территорию. В этом году возможности этой системы планируется распространить на все парковки Домодедово.

По словам Корнилова, не имеет аналогов в российских аэропортах реализованная в Домодедово центральная база данных, которая используется в основных информационных системах аэропорта, включая системы регистрации, управления грузовыми перевозками, управления всеми ресурсами аэропорта при наземном обслуживании и т. д. На основе данных этой базы осуществляется многоканальное информирование пассажиров, в том числе возможность SMS-подписки на информацию о статусе авиарейсов.

Еще один перспективный проект — внедрение стандарта связи TETRA. Среди достоинств TETRA — минимальное время установления соединения при групповом вызове, что важно для оперативности работы диспетчерских служб, и различные комбинации возможностей профессиональной радиосвязи, передачи данных и мобильной телефонии. Аэропорт Домодедово выбран в качестве базовой площадки для реализации сети на основе TETRA в рамках федеральной программы, которая предусматривает интеграцию Домодедово и аналогичных сетей силовых ведомств.