CIO.com

Причиной сильного интереса к SOA-архитектуре стало стремление компаний добиться большей гибкости бизнеса и снижения затрат на интеграцию уже используемых ими приложений

В прошлом году концепция сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA) стала объектом пристального внимания со стороны директоров ИТ-служб. Свыше половины ИТ-руководителей, принявших участие в недавнем опросе Computerworld и CIO Magazine, уже инвестируют в развертывание SOA или намерены реализовать ее для интеграции своих приложений. Кроме того, SOA позволит компаниям предоставлять сервисы непосредственно своим клиентам. Основной причиной столь сильного интереса к SOA-архитектуре стало стремление компаний добиться большей гибкости бизнеса и снижения затрат на интеграцию уже используемых ими приложений. Однако большинство участников опроса полагают, что некоторые инструментальные средства и протоколы, на которые опирается SOA, требуют серьезной доработки.

Планы в отношении SOA

Свыше половины (58%) руководителей отделов ИТ, принявших участие в опросе, уже внедрили SOA или планируют это сделать, в то время как остальные подобных планов не имеют. В качестве основных причин отказа от развертывания сервис-ориентированной архитектуры называют отсутствие специалистов соответствующей квалификации и иных ресурсов (47%), неуверенность в перспективе получения желаемой отдачи от инвестиций (40%) и нехватку финансирования (38%).

Приведенные ниже данные относятся только к тем, кто не отказывается от внедрения SOA.

Ресурсы и кадры

Примерно две трети респондентов проводят обучение сотрудников компании, для того чтобы иметь в своем распоряжении специалистов, необходимых для реализации сервис-ориентированной архитектуры, и почти половина (45%) намерены обратиться к консультантам. Около 41% участников опроса заявили, что в их компании есть сотрудники, прошедшие соответствующее обучение. Почти 19% участников опроса намерены передать основную часть работы на аутсорсинг. (Допускалось несколько вариантов ответов.) На вопрос о том, каким образом они намерены получить в свое распоряжение специалистов, требуемых для внедрения решений на базе SOA, почти 40% руководителей ИТ-служб ответили, что планируют обучать своих сотрудников.

Перспективы использования SOA

По словам ИТ-руководителей, после того как в компании будет реализована сервис-ориентированная архитектура, они намерены использовать ее либо для интеграции приложений (44%), либо для предоставления сервисов напрямую своим клиентам или пользователям (28%), либо для связи с внешними приложениями, предоставленными партнерами (21%). Однако 53% респондентов планируют применять SOA для решения всех перечисленных выше задач.

Трудности

Самыми сложными задачами при развертывании сервис-ориентированных архитектур ИТ-руководители, участвующие в опросе, считают следующие: переход на архитектуру и методологию SOA при одновременном удовлетворении существующих требований бизнеса (63%); необходимость модернизации инфраструктуры в расчете на поддержку SOA (56%); изменение методологии, используемой разработчиками с учетом особенностей SOA (47%). При выборе продуктов 62% ИТ-руководителей назвали поддержку основных протоколов и стандартов SOA очень важной, а 36% заявили, что она важна до определенной степени.

Причины развертывания SOA

Для 77% респондентов главной причиной реализации проектов, основанных на идеях SOA, стало стремление повысить гибкость функционирования предприятия. Вторым по важности названо снижение расходов (61%). Примерно половина опрошенных (49%) указали в качестве причины снижение издержек при внедрении новых приложений, а 47% участников опроса отметили сокращение времени, требуемого на разработку новых приложений.

Среди участников опроса в должности вице-президента по информационным системам или информационным технологиям либо директора информационной службы или директора по технологиям работают 45%; руководителей, специализирующихся на бизнес-технологиях, — 14%; ИТ-директоров — 2%; корпоративных руководителей и вице-президентов по управлению бизнесом — 14%; специалистов по управлению ИТ — 8%; специалистов по ИТ — 14%.

Наиболее часто в опросе упоминались следующие отрасли: ИТ-услуги (10%); производство компьютеров и других продуктов (11%); государственное управление (10%); финансы/банки/бухгалтерские услуги (7%); здравоохранение (6%); образование (7%); страхование (5%).


Технологии SOA и степень их зрелости

Свыше половины ИТ-руководителей, принявших участие в недавнем опросе Computerworld и CIO Magazine, уже инвестируют в развертывание SOA или намерены реализовать ее для интеграции своих приложений. Однако большинство участников опроса полагают, что некоторые инструментальные средства и протоколы, на которые опирается SOA, требуют серьезной доработки.