Авиакомпания завершила первый этап создания системы интеграции приложений

«Аэрофлот» и IBM объявили о завершении первого этапа проекта по созданию корпоративной системы интеграции приложений. Система строится на основе сервис-ориентированной платформы IBM WebSphere. На этом этапе введены в эксплуатацию корпоративная сервисная шина (Enterprise Service Bus, ESB), к ней подключены ключевые приложения, работающие в режиме реального времени, в том числе система управления планово-экономической деятельностью. Также к сервис?ной шине подключено корпоративное хранилище данных.

Сергей Кирюшин: «Речь идет о создании общей ИТ-инфраструктуры»

Работы, начатые в 2004 году, включали создание концепции, разработку требований, проектирование и тестирование системы. Необходимо было интегрировать порядка 200 применяющихся в компании бизнес-приложений разных производителей.

Центральный компонент новой системы — корпоративная сервисная шина. К ней подключаются бизнес-приложения, и более никакой другой интерфейс им уже не нужен. Подключить приложение к шине возможно, даже не имея его исходного кода. Реализация такой архитектуры позволит отказаться от ряда исторически сложившихся неэффективных инфраструктурных решений. Например, по словам директора департамента информационных технологий «Аэрофлота» Сергея Кирюшина, введение в эксплуатацию корпоративной сервисной шины снимет нагрузку с информационной производственной системы — так, ранее пользователи получали через нее актуальную информацию, поскольку по архитектурным ограничениям не могли напрямую взять ее из хранилища данных. Кроме того, взят курс на то, чтобы по возможности унифицировать форматы данных и потоков информации.

Работа над проектом будет продолжаться. По словам Кирюшина, скоро к шине будет подключен контакт-центр, а затем и система оперативного управления производственной деятельностью.

Расчеты по окупаемости проекта напрямую в «Аэрофлоте» не проводились, поскольку они слишком сложны — создается общая ИТ-инфраструктура компании, кроме того, проект рассматривается не как нечто приносящее немедленный доход, а как средство повышения конкурентоспособности. В IBM считают, что подобные проекты снижают затраты на интеграцию приложений на 50-60%, а на такие работы уходит до 80% бюджета, направляемого в компаниях на ИТ-инновации. Что касается стоимости проекта, то, по словам представителей «Аэрофлота» и IBM, речь идет о сотнях тысяч долларов.

Элементы сервисной архитектуры еще не очень широко распространены в ИТ-инфраструктурах авиакомпаний, хотя, например, в American Airlines и Delta они уже используются; «Аэрофлот» стал первой российской авиакомпанией, внедрившей такого рода систему.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями