Служба новостей IDG, Дюссельдорф

RFID-метки полностью заменят штрих-коды при маркировке продуктов не раньше чем через 15 лет. Так считают руководители немецкого торгового гиганта Metro, лидера по объему использования технологий радиочастотной идентификации

«RFID-метки будут все чаще заменять штрих-коды при маркировке определенных товаров, но в массовом порядке технология начнет применяться для идентификации продуктов лет через пятнадцать, а то и позже», — заявил Герд Вольфрам, управляющий директор MGI Metro Group Information Technology, выступая на CeBIT.

На огромном стенде на выставке CeBIT, где демонстрировались решения на основе RFID, были представлены метки, которые отключаются, как только покупатель покидает магазин с товаром

Metro сотрудничает с рядом крупных ИТ-компаний. Сейчас более 40 поставщиков потребительских товаров и технологий экспериментируют с системами радиочастотной идентификации для рынка розничной торговли. В настоящее время в компании Metro проводится самое массовое тестирование тэгов RFID в Европе.

Вольфрам подчеркнул, что необходимо решить целый ряд проблем, в том числе снизить стоимость одной микросхемы RFID и создать защиту от помех на радиочастотах, возникающих сейчас при работе некоторых устройств, прежде чем можно будет говорить о массовом распространении технологии интеллектуальных меток.

Еще один не менее важный вопрос — конфиденциальность данных. Пользователи, как подчеркнул Вольфрам, должны быть уверены в том, что тэг радиочастотной идентификации действительно служит для удобства при покупках, а не будет использован для шпионажа за ними.

Тревога покупателей по поводу использования RFID вынудила Metro в 2004 году прекратить установку таких меток в карточки постоянных покупателей, используемые в ее супермаркете Extra Future Store в Рейнберге (Германия), где группа розничной торговли тестировала некоторые новые ИТ-решения, предназначенные для этого сектора рынка.

Целый ряд частных компаний и групп защитников гражданских свобод выступают против широкого распространения RFID. Они утверждают, что эта технология может привести к созданию общества, описанного Оруэллом, в котором торговые агенты или представители правоохранительных органов могут считывать содержимое сумок, просто «взмахнув волшебной палочкой», роль которой будут играть сканеры тэгов радиочастотной идентификации.

По мнению Европейской комиссии, по мере распространения технологий радиочастотной идентификации для регулирования этого рынка потребуются новые законодательные акты. В ЕС принято решение провести открытое разбирательство с целью выяснить отношение граждан к этой технологии. Между тем компании уже начали внедрять подобные системы, не дожидаясь появления соответствующего законодательства или окончания общественной дискуссии. Так, скорее всего, и будет продолжаться дальше, а Комиссия действует слишком медленно, чтобы всерьез повлиять на ситуацию.

Пока же поставщики ИТ-решений самостоятельно реагируют на тревогу в обществе. Причем не по причине особой социальной ответственности, а просто потому, что обеспокоенность пользователей не сулит ничего хорошего самим этим компаниям. Производители, принимавшие участие в выставке CeBIT, например, демонстрируют RFID-метки, которые отключаются, как только покупатель покидает магазин с товаром.

Сейчас Metro применяет RFID для контроля складских запасов и цепочек поставок. Более десятка поставщиков компании маркируют свои поддоны и коробки RFID-метками.

Компания Metro планирует более чем вдвое увеличить число таких поставщиков, когда во второй половине текущего года появится технология для создания микросхем RFID второго поколения.