Представительство SAP провело форум для предприятий, производящих потребительские товары

На настоящий момент в России и СНГ клиентами SAP являются 138 средних и малых компаний. Из них 82 используют решение SAP Business One, 56 предприятий — mySAP All-in-One. И примерно 15% общего количества клиентов SAP на рынке SMB в России и СНГ являются производителями потребительских товаров.

Интерес к ERP-системам на этом рынке, по словам менеджера компании по работе с клиентами Алексея Шахова, связан в первую очередь с тем, что предприятия из-за высоких темпов развития в один прекрасный момент начинают чувствовать потерю управляемости собственным бизнесом. Ухудшаются связи между функциональными и региональными подразделениями, направлениями деятельности. А для успешной конкуренции необходимо снижать операционные затраты и издержки, чего достичь без автоматизации управления и учета крайне трудно. Третья причина заключается в том, что предприятия SMB весьма заинтересованы во внешних инвестициях, а для этого бизнес должен быть «прозрачен».

Артем Натрусов: «При реализации проекта мы отказались от поэтапного внедрения модулей»

«Существуют три варианта использования ИТ на предприятиях: для автоматизации различных операций, для формирования базы знаний о процессах в организации и для создания конкурентных преимуществ, — заявил Дмитрий Сафонов, директор сектора SAP СНГ. — Максимальная добавленная стоимость создается в третьем варианте, однако от заказчиков требуется хорошее понимание того, в чем же заключаются собственные конкурентные преимущества».

Внедрение ERP-системы, по словам Сафонова, оказывает прямое влияние на такие факторы создания добавленной стоимости предприятия, как репутация на рынке, качество разработанной стратегии, брэнд, опыт управленческой команды и лидерские способности компании.

В шоколаде

Компанию Nestle к SMB не отнесешь (годовой оборот — около 64,5 млрд. долл.), но ее размеры в России не столь впечатляющи, хотя и в нашей стране она имеет 12 фабрик по производству продуктов питания и напитков, на которых работают 9,5 тыс. человек.

Представительства и предприятия компании, расположенные в разных странах, с середины 90-х использовали SAP R/3, однако эти системы не были связаны между собой. Поэтому, по словам директора по ИТ компании Nestle Артема Натрусова, на рубеже веков было решено отказаться от устаревших версий и внедрить единый набор продуктов SAP. Для этого специально созданная Nestle международная команда из 200 человек, в которую вошли два представителя из России, разработала единое описание бизнес-процессов, провела предопределенные настройки SAP, сделала необходимые доработки. Во всех странах применялась единая методология внедрения. При этом учитывались региональная специфика ведения бизнеса и требования местного законодательства. Партнером по консалтингу выступила компания PricewaterhouseCoopers, в 2002 году преобразованная в подразделение IBM Business Consulting Services.

В России проект продлился с марта 2004 года по сентябрь 2005-го. Сегодня в системе работает более 4 тыс. пользователей. С ее помощью организовано управления фабриками, центрами дистрибуции (их более десяти), а также взаимодействие 11 региональных офисов. В ходе проекта, по словам Натрусова, было автоматизировано планирование и бюджетирование бизнес-операций.

Были внедрены модули mySAP ERP, APO, CRM, BW, SEM. Специально для России по предложению Nestle было создано дополнение для осуществления складских операций дистрибьюторскими центрами компании. Ведение бухгалтерского и налогового учета также налажено с помощью средств, предлагаемых SAP, — теперь большинство проводок формируется в системе автоматически.

Как отметил Натрусов, при реализации проекта в компании отказались от поэтапного внедрения модулей, чтобы не делать лишнюю работу по конвертации данных, разработке связующих интерфейсов и т. д. Переход на новую систему был совершен одномоментно — 1 марта 2005 года были отключены все старые программы и запущено новое программное обеспечение. В Nestle пошли на некоторый риск и специально не предусмотрели вариантов возврата к программному обеспечению, используемому ранее. Для подстраховки существовала лишь возможность в случае сбоя в течение одной недели работать «вне» продуктов SAP, однако это ни разу не потребовалось.

По результатам проекта в Nestle отметили следующие положительные тенденции: улучшение качества плана потребностей, снижение оборотного капитала, уменьшение общей стоимости цепи поставок, а главное — улучшение качества обслуживания клиентов. Успех проекта, по мнению Натрусова, определили также реинжиниринг базовых бизнес-процессов и внедрение стандартов данных до начала проекта; правильно сформированная команда внедрения, включающая сотрудников, компетентных в ведении бизнеса, и специалистов по продуктам SAP. Правильной оказалась и стратегия принятия решений «сверху вниз» — благодаря отказу от делегирования полномочий менеджерам среднего звена удалось избежать традиционного «увязания» процесса внедрения на этом уровне.

«Проект девяти»

В «British American Tobacco Россия» внедрение программных продуктов SAP было проведено в рамках проекта Euphrates, охватывавшего девять европейских стран. В России у табачной компании 3,5 тыс. сотрудников, объем продаж — 73 млрд. сигарет (20,5% рынка).

Среди особенностей реализации программы Euphrates в нашей стране менеджер по корпоративным сервисам «BAT Россия» Владлен Попов отметил отсутствие ИТ-структуры в регионах и многонациональность проектной команды (более 12 национальностей). При этом российский рынок был первым, где из всей группы компаний British American Tobacco внедрялась полная функциональность mySAP Business Suite, включая производство. Параллельно с внедрением системы, занявшим год, велась реструктуризация «БАТ Россия». В настоящее время в системе работают около 800 пользователей из почти двух десятков городов.

Ввод в эксплуатацию новой системы произошел практически так же, как и в Nestle, всего за несколько дней января 2006 года. Попов особо отметил, что успеху внедрения способствовала на первый взгляд сложная, но довольно эффективная структура управления проектом. Возглавил работы Комитет руководства внедрением, ему подчинялся менеджер внедрения Euphrates, который, в свою очередь, руководил региональной командой и локальной проектной командой. Автоматизация каждой составляющей бизнеса находилась под контролем специально назначенного менеджера. В ходе проекта проводилась координация действий и сотрудничество с другими проектами, идущими в «БАТ Россия» на региональном уровне. Партнерами по внедрению были компании IBM, IBS и ЛАНИТ.

Среди других рассмотренных на форуме проектов — внедрение продуктов SAP в компании «Чибо», а также совместные проекты поставщиков товаров народного потребления и розничных операторов, входящих в некоммерческое партнерство ECR-Rus.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями