Какую роль играют ИТ во внутренней жизни небольших отечественных ИТ-компаний?

Вопрос «как используются информационные технологии в небольших российских ИТ-предприятиях?» можно рассмотреть в нескольких проекциях. Малый бизнес как таковой демонстрирует некоторые общие черты поведения независимо от страны, где он действует. Российские предприятия тоже, как показывают опросы, имеют между собой нечто общее. Наконец, и ИТ-предприятия обычно в чем-то сходны друг с другом. Рассмотрим проекции последовательно.

В мире существует свыше 40 млн. малых предприятий, в России — более 1 млн. В странах «большой восьмерки», за исключением России, эти предприятия производят от половины до двух третей ВВП. Объединяет их, как это ни банально, одно: они маленькие. Расходы их невелики, приоритеты затрат выстроены четко — иначе предприятие разорится. По данным опросов IDC, первое место среди задач ИТ-отделов занимает поддержка жизненно важных функций предприятия, что и неудивительно. На втором месте — информационная безопасность.

Это второе место в условиях небольших ИТ-бюджетов влечет за собой важные последствия. Согласно исследованиям IDC, проведенным в 2004-2005 годах, более половины как российских, так и американских компаний (не только малых) не уверены в своих системах ИТ-безопасности. По данным Aspect Consulting, более 60% предприятий малого размера не вкладывают средств в развитие ИТ либо делают это в минимальном объеме, необходимом для поддержания существующей инфраструктуры. Итак, малые предприятия, которые по своей природе подвергаются массе бизнес-рисков, рискуют еще и получить убытки от сбоев в своей ИТ-инфраструктуре, случайных или вызванных атаками злоумышленников.

Теперь перейдем к компаниям России и СНГ, имеющим некоторые общие особенности в области использования ИТ. По данным опросов IDC, две трети из них обычно выделяют недостаточный бюджет на обеспечение своей информационной безопасности, борьба с угрозами часто ведется по принципу «затыкания дыр», в результате чего системы безопасности строятся по лоскутному принципу. Таким образом, российские малые предприятия, как правило, имеют в области информационной безопасности два фактора риска: они малые и они работают на отечественный рынок. Оба фактора имеют сходную природу, а именно ограниченность в средствах: сравнительно низкий уровень доходов населения России и маленький ИТ-бюджет.

По данным исследований компании «Ри-Вита», проведенных в 2003 го?ду, 88% малых отечественных предприятий используют ИТ в бухгалтерском учете, 81% — при подготовке текстовых документов, 69% — для доступа в Internet, 61% — в документообороте, 60% — для работы с базами данных, 40% — для организации работы с клиентами, 40% — в финансовом анализе, 37% — для управления складом, менее 30% — для организации совместной работы, разработки макетов для печати, управления предприятием, управления персоналом и электронной коммерции. Эти цифры применимы и к малым российским ИТ-предприятиям с учетом некоторых поправок.

Как показали опросы IDC, около 40% предприятий в России провели бы дополнительное обучение персонала, если бы им увеличили ИТ-бюджет, это самое популярное направление потенциальных инвестиций из предложенных в опросах. В ИТ-компаниях, в отличие от прочих малых предприятий, уровень грамотности персонала в сфере технологий в среднем выше. Поэтому при прочих равных условиях и уровень информационной безопасности в этих компаниях выше, они чаще используют ИТ для решения своих бизнес-задач, и, соответственно, несколько больше тратят на эти цели.

Штатные сотрудники, которые решают вопросы текущего обслуживания оборудования (в том числе локальных сетей и выделенных серверов) и программного обеспечения, в ИТ-компаниях присутствуют так же часто, как и в остальных. Однако их рядовые сотрудники чаще способны справиться с проблемами самостоятельно, без помощи системного администратора. Это не касается специальных нетривиальных задач, для решения которых может использоваться аутсорсинг. Например, по словам генерального директора Internet-магазина по продаже программных продуктов «Софткей» Феликса Мучника, для поддержки собственной ИТ-инфраструктуры его компания пользуется услугами дата-центра. С ростом масштабов ИТ-инфраструктуры предприятия (от одного-двух компьютеров до небольшой локальной сети, в которой при достижении порога примерно в десять ПК устанавливается выделенный сервер, и далее) затраты на ее поддержание становятся более регулярными и упорядоченными. По словам Мучника, в «Софткее» эти затраты составляют в среднем 3-5% оборота компании.

Помимо близости к источникам инноваций и грамотного персонала, стимулом использования ИТ для «внутреннего употребления» также служат скидки и особые условия, которые вендоры предоставляют ИТ-компаниям в рамках развития партнерских отношений.

Таким образом, сама специфика бизнеса дает малым ИТ-компаниям некоторые преимущества. Но это не повод расслабляться. C рисками, связанными с особенностями национального менталитета и ведения предпринимательской деятельности в секторе малого бизнеса, технологии справиться не в состоянии.