Человеческий фактор в автоматизации предприятий среднего и малого бизнеса

Компании сектора SMB часто прибегают к разработке программного обеспечения своими силами, что влечет за собой целый ряд «персональных» последствий, от высоких затрат на оплату труда до необходимости поддержания квалификации специалистов.

Тяга к независимости

Исследованием состояния ИТ-структур в собственных организациях занимается, в частности, Центр регионального развития и структурирования ИТ «ГВЦ Энергетики» РАО ЕЭС. И хотя дочерние и зависимые общества, включая те, где численность сотрудников невелика, являются частью крупнейшего холдинга, некоторые выводы, полученные в ходе аудита состояния ИТ-подразделений, проведенного в 2005 году «ГВЦ Энергетики», во многом совпадают с тенденциями рынка SMB.

Как рассказал руководитель центра Михаил Елагин, около 60% ИТ-бюджета тратится российскими энергетическими компаниями на оплату труда ИТ-персонала, что косвенно свидетельствует о стремлении большинства ИТ-служб решать задачи собственными силами. Специалисты этих компаний предпочитают самостоятельно разрабатывать ПО, не покупая готовые тиражные продукты и не привлекая внешние компании к их внедрению.

Беглый взгляд на рекрутинговые Internet-ресурсы подтверждает, что это явление характерно не только для энергетики. Специалист с опытом проектирования и разработки приложений для Oracle, способный разработать клиентскую и серверную часть будущей корпоративной системы, требуется, например, сети спортивных магазинов. Туристическая компания ищет ИТ-специалиста широкого профиля, в обязанности которого будет входить офисное программирование на VBA и Delphi, поддержка Web-сайта и программного обеспечения «1С». А телерадиовещательной компании нужен специалист, умеющий разрабатывать с нуля, а также дорабатывать и интегрировать существующие базы данных и приложения, в том числе с Microsoft Navision, а также внедрять методологии ITSM и ITIL.

Особенности взаимодействия

Если SMB-компании решаются на внедрение готовой системы, то, как правило, демонстрируют весьма трезвый и прагматичный подход.

«Эти заказчики очень хорошо считают деньги и хотят видеть полученный результат», — отметил Владимир Дмитриев, директор по работе с клиентами SAP СНГ. При этом выбирают программный продукт они быстро и, помимо приемлемой цены, их обычное условие — чтобы проект длился не более года.

По словам Александра Петрова, директора по развитию бизнеса компании «ЭпикРус», в первую очередь заказчик обращает внимание на надежность поставщика решения, а во вторую — на само решение и опыт его использования на аналогичных предприятиях.

Одно из ключевых условий — наличие в проектной группе ИТ-специалистов заказчика. По мнению Дмитриева, компании рынка SMB готовы к тому, чтобы внедренческая команда в основном состояла из сотрудников фирмы, занимающейся внедрением. То же касается и сопровождения.

«Примерно 99,9% наших заказчиков предпочитают пользоваться услугами сопровождения со стороны корпорации или ее партнерских фирм», — подчеркнул первый вице-президент корпорации «Галактика» Андрей Марушкевич.

Еще один нюанс касается квалификации кадров заказчика. Если в крупных компаниях подготовка специалистов лучше и бизнес-требования выдвигают люди, имеющие опыт реализации проектов, то в средних компаниях кадровая обстановка иная. Позволить себе обзавестись крупным ИТ-отделом или пригласить готового высококвалифицированного специалиста такие компании не могут. Поэтому проекты автоматизации повсеместно курируются высшим руководством, что положительно сказывается на результатах внедрения.

«С этой точки зрения со средней компанией работать проще», — считает Дмитриев.

Причина зависимости от ИТ-сотрудников кроется в том, что на предприятиях почти всегда применяется ПО собственной разработки. Поэтому вопрос о замене имеющейся системы на новую может вызвать негативную реакцию с их стороны, сопротивление и даже шантаж.


Учиться, учиться и… работать

Опрос 462 ИТ-специалистов, проведенный компанией The Computing Technology Industry Association, показал, что отношение к обучению руководителей компаний и сотрудников может повлиять на решение о смене места работы и, с другой стороны, послужить индикатором намерений служащих


Кадровый вопрос

По оценкам аналитиков, уровень компетенции предприятий с численностью штата менее 100 человек в области ИТ крайне низок, средние компании (100-500 человек), напротив, имеют достаточно квалифицированный ИТ-персонал.

В зависимости от типа организации ИТ-подразделения бывают как весьма малочисленными, так и довольно мощными структурными единицами, предоставляющими услуги по всему спектру информационных технологий.

«Отношение руководителей к обучению и сертификации ИТ-специалистов во многом зависит от восприятия ИТ-руководителями бизнеса и от того, насколько четко организована работа ИТ-подразделений», — отметил Елагин. Существенное влияние на решение вопроса об обучении оказывают и такие факторы, как финансовое состояние конкретного предприятия и положение на рынке труда в регионе.

По сравнению с крупными корпорациями, масштабы обучения ИТ-специалистов за счет средств компании в секторе SMB гораздо скромнее. В Центре компьютерного обучения «Специалист» МГТУ им. Баумана сотрудники малых и средних предприятий составляют 23% учащихся, в «Академии АйТи» — только 5%, так как исторически она работает с крупным бизнесом, в учебном центре «Микроинформ» их тоже заметно меньше, чем представителей крупных корпораций. Интересно, что среди слушателей, обучающихся дистанционно, доля представителей SMB-сектора выше, например, в «Специалисте» она составляет около трети учащихся.

По словам начальника отдела развития бизнеса «Академии АйТи» Александры Логиновой, этой категорией заказчиков востребованы те же дисциплины, которым обучаются представители крупных корпораций. Замдиректора по развитию «Микроинформа» Светлана Сухова отмечает популярность курсов по технологиям Microsoft среди представителей SMB. В «Специалисте» наиболее востребованы этой аудиторией курсы по бухгалтерскому учету с применением «1С:Бухгалтерия», по Adobe Photoshop, по Microsoft Windows Server 2003, по Web-дизайну, а также по настройке и ремонту ПК.

В случае внедрения систем автоматизации отношение к обучению совсем иное. Как отметил Марушкевич, все заказчики стремятся, чтобы их сотрудники прошли обучение при внедрении информационной системы, так как это снижает риски проекта. В свою очередь, ИТ-персонал также стремится повысить свою квалификацию за счет приобретения опыта внедрения и использования современной ERP-системы, а ИТ-директор старается спрогнозировать, как этот опыт скажется на его дальнейшем карьерном росте.

Чтобы снизить риск потери квалифицированных ИТ-кадров, часть компаний по окончании сертификационных экзаменов подлинник сертификата на руки своим сотрудникам не выдает. «Способ, прямо скажем, сомнительный», — считает Сухова. К тому же он лишь частично снижает риски, связанные с уходом ИТ-специалистов. SMB-компании не прочь найти ИТ-сотрудников, уже обладающих необходимыми знаниями и квалификацией, и не тратить деньги на обучение. Но это не так просто. Из-за большей финансовой и карьерной привлекательности многие наиболее квалифицированные ИТ-специалисты переходят на работу к поставщикам ИТ-услуг.

«Поэтому разрыв в квалификации ИТ-персонала клиентов и поставщиков становится все больше», — отметил Сергей Карелов, председатель Лиги независимых экспертов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями