«Директор информационной службы»

Если компания успешно растет и развивается, рано или поздно возникает необходимость в разработке и принятии ИТ-стратегии — долгосрочного плана развития информационной инфраструктуры бизнеса с указанием его ключевых приоритетов и принципов выполнения

Как правило, речь о выработке ИТ-стратегии заходит тогда, когда руководство компании осознает роль ИТ в дальнейшем развитии бизнеса и реализации его стратегических целей. Именно поэтому в основу ИТ-стратегии ложатся долгосрочные бизнес-цели компании и планы руководства по их реализации.

Роман Никуленков, руководитель департамента ИТ компании DIXIS, ранее начальник департамента АСУ компании «Касис»: «Руководство компании осознало, что пора от интуитивного формирования стратегии развития переходить к ее формальному изложению. Это было одним из средств избежать общеизвестной ?болезни роста?, когда подходы к управлению не успевают за увеличением масштаба бизнеса»

Михаил Сусоров, директор по ИТ компании «Технониколь», уверен, что ИТ-стратегия должна представлять собой документ, который составлен исходя из стратегии развития организации в целом и ориентирован на достижение долгосрочных результатов. Инициирует работу по созданию ИТ-стратегии, как правило, ИТ-руководитель.

«Без взаимной увязки представлений о дальнейшем развитии компании в целом и используемых в ней технологий люди, отвечающие за эти технологии, будут разговаривать на разных языках с представителями бизнес-подразделений», — поясняет он.

С необходимостью разработки ИТ-стратегии Сусоров столкнулся на первом же относительно крупном предприятии, где он работал. Необходимость выработки подобного документа была вызвана несколькими достаточно распространенными причинами: высокими темпами роста компании, появлением и развитием новых направлений бизнеса, отсутствием у руководителей актуальной и достоверной информации для принятия управленческих решений, а также непрозрачностью управления компанией в целом и ИТ в частности.

В компании «Касис», которая занимается оптовой торговлей бытовой техникой, ИТ-стратегия появилась в 2000 году. По словам Романа Никуленкова, тогдашнего начальника департамента АСУ (сейчас он возглавляет департамент ИТ в компании DIXIS), «Касис» в тот момент находилась на этапе активного развития.

«Руководство компании осознало, что пора от интуитивного формирования стратегии развития переходить к ее формальному изложению. Это было одним из средств избежать общеизвестной ?болезни роста?, когда подходы к управлению не успевают за увеличением масштаба бизнеса», — рассказывает Никуленков.

Михаил Сусоров, директор по ИТ компании «Технониколь»: «ИТ-стратегия — часть общей стратегии компании, поэтому в нее входит все, что имеет отношение к основным сферам деятельности компании»

Инициатором разработки ИТ-стратегии в компании «Касис» выступило ее высшее руководство, целью которого было согласование долгосрочных ожиданий в отношении ИТ между бизнесом и ИТ-службой. За основу была взята бизнес-стратегия компании, а точнее, планы ее географического, организационного развития, предполагаемые количественные и качественные изменения внутренних и внешних информационных потоков компании, а также ключевые факторы успеха ее бизнеса.

Компания, в которой работал Сусоров, ставила перед собой две цели. Во-первых, сделать сферу ИТ более понятной владельцам компании — то есть «перевести» описание возможностей современных технологий на язык, доступный представителям бизнеса. Во-вторых, определить направления развития ИТ на долгосрочную перспективу.

«В ряде случаев развитие технологий может оказать влияние на стратегию в целом, ограничивая компанию в ее росте или, напротив, предоставляя ей новые возможности, которых ранее просто не существовало. Без учета этих обстоятельств общая стратегия предприятия может потерять адекватность», — отмечает Сусоров.

К инициативе ИТ-службы по формализации ИТ-стратегии руководство отнеслось положительно. До этого оно рассматривало ИТ-подразделение как центр затрат — явление не особенно приятное, но неизбежное.

«После выработки стратегии у первых лиц компании появляется понимание того, каким образом эта сфера деятельности будет способствовать достижению стратегических целей предприятия», — считает Сусоров.

Выработка стратегии носит, как правило, итеративный характер. Сначала совместно с бизнес-руководством предлагается и согласовывается уровень бизнес-стратегии. Путем его декомпозиции разрабатывается второй уровень, где ИТ находятся в одном ряду с остальными функциональными направлениями. Затем определяется уровень развития ключевых направлений стратегии посредством мер, касающихся собственно ИТ. (Детализации до третьего уровня, как правило, достаточно для понимания отдельных направлений всеми участниками процесса.) Поднимаясь по дереву стратегий, проводится его проверка на противоречивость. Разумеется, по мере реализации стратегии ее нужно пересматривать, чтобы учесть изменения, происходящие как внутри компании, так и вне ее.

«ИТ-стратегия — часть общей стратегии компании, поэтому в нее входит все, что имеет отношение к основным сферам деятельности компании: в каком направлении следует развивать общую инфраструктуру, какие для этого потребуются услуги, что смогут дать современные технологии службам финансов, продаж, складу, производству, маркетингу и т. д., — говорит Сусоров. — Благодаря разработке ИТ-стратегии предприятию удалось сосредоточить ресурсы на важных направлениях, избежав их распыления на решении сиюминутных задач. Количественные критерии оценки работы ИТ позволили получить предсказуемость финансовых и организационных результатов деятельности ИТ-подразделения на длительном отрезке времени. Также удалось найти общий язык с основными бизнес-пользователями предприятия и, в конце концов, реализовать стратегические планы компании, в явном виде выделив вклад информационных технологий в общее дело».

В компании «Касис», где работал Никуленков, основные пункты ИТ-стратегии включали развитие информационных систем, ИТ-инфраструктуры, а также организационное развитие ИТ-службы.

«Главным результатом стало то, что деятельность ИТ-подразделения теперь осуществляется согласованно с деятельностью бизнеса, — рассказывает Никуленков. — В частности, была успешно сдана в эксплуатацию корпоративная информационная система, которая и по сей день функционирует в этой компании».