«Директор информационной службы»

Умение влиять на людей и учитывать их интересы — ключевые качества ИТ-руководителя

Поставщики ИТ-решений для рынка SMB говорят, что очень часто вопросы о принципиально важных инвестициях в ИТ рассматривает не ИТ-руководитель предприятия, а его владелец, директор или один из его ключевых замов. Это может означать одно из двух: либо топ-менеджмент предприятия настолько хорошо понимает важность подобных проектов, что сам изучает рынок ИТ-решений, внимательно анализирует предложения поставщиков и лично принимает решения о закупках ИТ и запуске внедренческих проектов; либо не видит в ИТ-руководителе компетентного коллегу, которому можно поручить анализ ИТ-решений для бизнеса.

Михаил Зырянов, главный редактор журнала «Директор информационной службы», убежден: в статусе «ИТ-руководитель» главное слово — «руководитель»

Мне доводилось беседовать с руководителями предприятий, которые лично изучают ИТ-решения и сами выбирают все, вплоть до конфигурации серверов и сетевой инфраструктуры. Они делают это не потому, что безумно любят технологии, досконально в них разбираются или у них есть на это время. Среди основных причин называют две: во-первых, поставщики решений постоянно пытаются продать более дорогие конфигурации и системы, обладающие заведомо избыточными для предприятия возможностями, и, во-вторых, среди штатных сотрудников нет специалиста, который в достаточной мере разбирался бы и в особенностях бизнеса компании, и в ключевых технологических вопросах.

Увы, нередко менеджер, возглавляющий ИТ-подразделение среднего предприятия, по сути своей является главным системным администратором. Он не вникает в интересы бизнеса, поскольку любит технологии сами по себе, да и людьми руководить не хочет и не умеет, что типично для выходцев из среды технических специалистов.

Между тем, именно умение работать с людьми и вникать в их интересы в сочетании с лидерскими качествами делает ИТ-специалиста кандидатом в ИТ-руководители. Но когда же он станет ИТ-лидером? На мой взгляд, это произойдет когда, во-первых, ИТ-специалист уяснит, что «тяжелые» технологии существуют для того, чтобы приносить пользу предприятиям; во-вторых, углубится в тонкости бизнеса компании, вникнет в интересы топ-менеджеров и владельцев; в-третьих, сможет оценивать ИТ-решения с точки зрения пользы для бизнеса конкретного предприятия; в-четвертых, освоит язык выгод и затрат — язык, на котором говорят бизнес-менеджеры; наконец, в-пятых, когда осознает себя менеджером — научится влиять на людей, организовывать работу ИТ-подразделения и выстраивать отношения с руководством, а также с поставщиками технологий и услуг.

Следующий шаг — переход от ИТ-директора к CIO. Как подметил один из опытных ИТ-руководителей, разница между ними заключается в том, что ИТ-директор знает, как потратить деньги предприятия, а CIO — как их сэкономить. Увы, как добавил он, настоящих CIO немного — и за границей, и тем более в России.