Интерес к SMB характерен для многих ИТ-компаний; именно здесь ожидается значительный рост конкуренции. Сегмент крупных компаний уже насыщен предложениями, а кроме того, экономический рост во многом зависит от процесса развития малого и среднего предпринимательства. Проблемы и потребности этой части рынка мало изучены. В то же время без этого поставщикам ИТ-решений невозможно сформировать актуальные и конкурентоспособные предложения

Современная экономика отличается расширением юридической и экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов. Это требует поиска решений, ориентированных на достижение долговременных целей в условиях неопределенности, непредсказуемости и нестабильности рыночной среды.

Значительный вклад в ВНП

Крупное предпринимательство в значительной степени определяет экономическую мощь страны. В целях самосохранения и развития, с одной стороны, оно тяготеет к поглощению более мелких партнеров, а с другой — объединяется в международные структуры, частично теряя свою независимость и подпадая под влияние более могущественных партнеров. Среднее предпринимательство существенно больше зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынуждено конкурировать внутри своей группы, а также с крупным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке и его более тесную связь с национальными интересами.

Малое предпринимательство, представленное многочисленными мелкими собственниками, охватывает в основном местные рынки и непосредственно связано с массовым потребителем товаров и услуг. Размеры небольших предприятий, их технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру. В то же время конкурентная среда не может формироваться самостоятельно. Эти обстоятельства обусловливают потребность постоянных усилий государства, направленных на создание конкурентных условий для остальных субъектов рынка. Рыночная система может легко потерять конкурентный характер, если его не будет поддерживать внешняя нерыночная сила.

Опыт развитых стран свидетельствует, что малый, средний и крупный бизнес способны дополнять друг друга, формируя более уравновешенную структуру экономики. Теперь говорят уже не о том, что малый бизнес исчезает, а скорее о его быстром росте, о причинах этого феномена, связывая его с развитием инновационного процесса.

Основные цели оптимизации модели малого предприятия — это не максимизация объема выпускаемой продукции или минимизация затрат на производство и не максимизация дохода, а оптимальное их сочетание с учетом внутренних и внешних факторов, воздействующих на производство и реализацию продукции.

Развитие малого предпринимательства напрямую зависит от уровня либерализации экономики и возможности осуществить «стартовые права». Если раньше государство создавало условия, при которых малый бизнес мог реализоваться, то теперь усилия будут направлены на помощь в развитии. Поэтому приоритетной задачей правительства для развития экономики является, прежде всего создание условий, стимулирующих развитие предприятий малого и среднего бизнеса.

Государство заинтересовано в поддержке малых предприятий

Уже к середине 90-х годов в России было завершено формирование системы государственных органов по поддержке малых предприятий и ее законодательной базы. По своим внешним признакам они в целом соответствовали зарубежным аналогам. С другой стороны, эффективность этой поддержки не удовлетворяет ее получателей. По нашему мнению, это свидетельствует о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции организации государственной поддержки малого предпринимательства.

В конечном итоге рациональная роль государства в поддержке малого предпринимательства сводится к регулированию и корректировке стратегической и тактической политики, которая включает следующие направления: налоговая политика; инвестиционная политика; тарифная политика; экспортная политика; лицензионная политика и инспекция малых предприятий; инновационная политика; регулирование развития малого предпринимательства по отраслевым направлениям и региональному распределению; финансово-кредитная политика и контроль; информационная поддержка.

Одно из таких направлений — информационная поддержка. Специфические условия развития российского предпринимательства определили его информационную закрытость. В результате малые предприятия вынуждены черпать нужную информацию из неформальных источников, преимущественно от коллег по бизнесу. Это часто вызывает эффект «испорченного телефона». Не всегда гарантируют надлежащее качество информации частные информационные центры, которые при формировании собственных баз данных пользуются непроверенными источниками — рекламными объявлениями, устаревшими справочниками и бюллетенями. Можно отметить и положительные тенденции в этой области. Определенная работа по созданию более доступных и компетентных информационных центров уже проделана, в том числе с помощью иностранных спонсоров. К 1999 году в стране было создано несколько десятков региональных информационно-аналитических центров, предназначенных для помощи частным предпринимателям. Исследования в этой области выявили наиболее ценную информацию для малого предпринимательства. В первую очередь она касается рынков сбыта, сведений о поставщиках, о партнерах для совместного производства, об источниках и условиях кредитования, о технологиях, о новых методах управления и организации производства, о хозяйственном законодательстве.

Анализируя этот перечень, можно отметить, что государство выступает первоисточником значительных объемов информации, например, нормативного характера. Кроме того, в силу выполняемых функций оно имеет доступ к информации, не являющейся коммерческой тайной, но потенциально ценной для субъектов рынка. Доступ к информации обеспечивается путем регулярного издания и распространения необходимых печатных материалов, распространения информационных блоков в средствах массовой информации, включая формирование тематических и учебно-информационных модулей в Internet. Современные коммуникации избавляют информационные центры от затрат по тиражированию и рассылке соответствующих материалов. Информационная поддержка малого предпринимательства включает в себя обеспечение его субъектов информацией о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и обеспечение доступа предпринимателей к экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для эффективного развития малого предпринимательства.

Микрокредитование в контексте информационной поддержки

В целом уровень государственной поддержки в части микрокредитования малого бизнеса оценивается предпринимателями, опрошенными Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в 2001 году, как достаточно низкий.

Существенным для общей характеристики состояния микрокредитования служит тот факт, что среди предпринимателей оказалось очень много затруднившихся с ответом на вопрос о качестве микрокредитования на той территории, где действует их предприятие. Только 42,8%, смогли дать какую-либо оценку нынешнему состоянию государственной поддержки малого бизнеса в части микрокредитования. Наиболее вероятное объяснение этому факту заключается в том, что значительная часть предпринимателей просто ничего не знает об этих программах поддержки. Общее отношение субъектов малого бизнеса к реализуемой государством поддержке находит непосредственное подтверждение в низкой активности их обращений к соответствующим структурам.

В сфере спроса политика государства может быть направлена на усиление информационной среды, изучение и развитие рынка, государственный маркетинг, консультативную помощь по внедрению информационных технологий, предоставление налоговых льгот, развитие системы государственных заказов на разработку программного обеспечния и оказание ИТ-услуг, укрепление и использование профессиональных ассоциаций.

Малые предприятия проявляют все больший интерес к электронному бизнесу. Эти предприятия часто не имеют опыта или обладают небольшим опытом в области ИТ. Именно для таких предприятий, стремящихся расширить свою деятельность на рынке с помощью Internet, в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве создан Internet-ресурс «Электронный центр малого бизнеса Москвы». Разработана межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики, обеспечивающая необходимую кадровую поддержку малого предпринимательства как развивающегося сектора городской экономики.

Еще одно направление поддержки — формирование гарантийного фонда для страхования банков при кредитовании малых предприятий. Однако государство возьмет на себя лишь часть рисков, порядка 20%. Возможно, будет рассмотрен вопрос о субсидировании процентных ставок при выдаче займов предпринимателям.

Следующим направлением является централизованная методологическая поддержка малых предприятий. Реализация такой поддержки осуществляется путем подготовки и последующего обновления комплекта методических материалов, которые могут использовать в своей деятельности малые предприятия. Аналогично развивается кредитная политика банков, в рамках которой придается немаловажное значение кредитованию развития информационно-коммуникационных технологий. Помимо финансирования и кредитования крупных телекоммуникационных проектов, банки за счет средств внебюджетного Фонда развития информационно-коммуникационных технологий используют возможность льготного кредитования субъектов малого, среднего бизнеса и частных предпринимателей. Льготные кредиты имеют целевое назначение и выдаются на приобретение компьютерной техники, коммуникационного оборудования, оказание Internet-услуг и сервисное обслуживание.

Малые предприятия объединяются для решения задач развития

Нынешний уровень дохода малых предприятий, даже инновационной направленности, не позволяет им изыскать деньги для приобретения информационных услуг. Поэтому основное направление развития возможно лишь при крупной финансовой поддержке извне.

Наряду с участием в крупном бизнесе еще одним способом получения дополнительных ресурсов в современной экономике России для малых предприятий являются их ассоциации. Они создаются с целью объединения средств для обеспечения себя юридической, финансовой, страховой, консалтинговой помощью. Создание (или реорганизация) ассоциации малых предприятий нового типа должно начинаться с создания территориальных организаций. Только после того как они докажут свою состоятельность, охватив не менее 25-30% малых предприятий города или района, можно переходить ко второй задаче и создавать региональную ассоциацию на уровне субъекта Федерации. Их объединение на государственном уровне будет третьим шагом. При этом штабные аппараты регионального и федерального уровня приобретают статус не «вышестоящих инстанций», а полностью подотчетных территориальным ассоциациям координационных центров.

В районах со значительной насыщенностью малыми предприятиями различного профиля более оправдан отраслевой принцип объединения.

Сегодня для целей финансирования работы аппарата ассоциации малых предприятий используются два источника: членские взносы и, что особенно возмущает предпринимателей, средства, выделяемые государством для поддержки малого предпринимательства. Представляется, что основным источником финансовых поступлений ассоциаций малых предприятий нового типа должна стать плата за конкретные услуги, оказываемые как собственным членам, так и сторонним пользователям. Важно также обеспечить простоту и оперативность взаимодействия малых предприятий с подразделениями ассоциаций. В качестве одной из второстепенных причин отказа от членства в подобных объединениях предприниматели указывают недостаток времени. Поэтому при организации структурных подразделений аппарата ассоциаций необходимо предусмотреть возможность способствовать посредством ИТ созданию общества взаимного кредитования.

Выполнение сформулированных требований позволит способствовать качественному развитию институциональной среды малого предпринимательства и поможет ему превратиться в реальную силу, способную стать фактором экономического воздействия на государство в масштабах отдельных регионов, а затем и страны в целом.

Марина Гуськова — заместитель завкафедрой «Основы экономической теории» МИЭМ


Не верь, не надейся, не проси?..

Общее отношение субъектов малого бизнеса к реализуемой государством поддержке находит непосредственное подтверждение в низкой активности их обращений к структурам господдержки. Вот как распределяются ответы на вопрос «Если вы не обращались за финансовой поддержкой, то по какой причине?»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями