InfoWorld, США

Исчезнет ли необходимость в людях, продающих программное обеспечение?

Вероятность такого исхода показалась еще более реальной после семинара, проведенного во время конференции Open Source Business Conference. Участники семинара, среди которых были представители таких компаний, как Apache, Eclipse, Intel и Google, обсуждали вопрос о том, как следует строить взаимовыгодное сотрудничество с сообществом Open Source.

Дениз Купер, разработчик стратегии развития открытых настольных решений корпорации Intel, заметила, что большинству специалистов по продажам программных продуктов следует пройти переобучение, поскольку их учили продавать эти продукты, создавая у пользователей реальное или воображаемое ощущение преимущества.

Кен Джекобс согласен с тем, что «профессия продавца программ уходит в прошлое»

Некоторые торговые представители работают в компаниях, использующих две схемы лицензирования — в одних случаях предусматривается предоставление бесплатных лицензий, а в других — платных. При этом никто не может четко сказать, кто определяет, какие именно программы будут бесплатными. Двойное лицензирование — популярная бизнес-модель для предприятий, занимающихся открытым программным обеспечением.

Исполнительный директор Eclipse Foundation Майк Милинкович считает, что профессия специалистов по продажам программных продуктов уходит в прошлое. «Я действительно уверен, что со временем эта профессия исчезнет», — заметил Милинкович.

По его словам, на долю продаж и маркетинга приходится около 40% инвестиций в программные продукты. Если бы эту долю можно было бы уменьшить наполовину, и высвободившиеся средства инвестировать в исследования и разработку, программные компании могли бы добиться большего успеха в создании инновационных решений и получении зримых коммерческих преимуществ.

Руководитель семинара Сьюзан Ву, директор по маркетингу Apache Software Foundation, обратилась к примеру корпорации Oracle, отметив, что здесь всегда большое значение придавали именно объему продаж, но сейчас корпорация покупает компании, специализирующиеся на Open Source. Буквально пару недель назад Oracle приобрела компанию Sleepycat Software и, как утверждается, проявляет интерес и к другим разработчикам, таким как JBoss. Ву задалась вопросом, как будет меняться рынок по мере того, как компании, подобные Oracle, приобретают контроль над открытыми продуктами.

Участник семинара Клифф Шмидт, вице-президент Apache по юридическим вопросам, считает крайней важным, чтобы любая компания, специализирующаяся на решениях категории Open Source, выпускала только такие продукты.

Однако Милинкович выступил в защиту Oracle, заявив, что его самого «купила» Oracle, когда приобрела TopLink у WebGain в 2002 году. Согласно информации на Web-сайте Oracle, в результате этой сделки, из WebGain в Oracle перешло на работу 90 человек.

По его словам, Oracle купила JBoss, рассчитывая таким образом увеличить долю контролируемого корпорацией рынка. Крис Дибона, менеджер по свободно распространяемым программам компании Google, считает, что Oracle руководствуется стремлением заниматься обслуживанием компаний, которые используют JBoss.

В аудитории присутствовал Кен Джекобс, исполнительный вице-президент Oracle, который поддержал и Милинковича, и Дибона, заметив, что «оба точно выразили причины, по которым Oracle проявляет интерес к открытому программному обеспечению».

Работа с организациями, специализирующимися на решениях Open Source, по мнению Купер, создает немало трудностей компаниям, исповедующих традиционный подход к бизнесу.

«Вам необходимо считаться с мнением других компаний, — заметил она. — Это значит, вы не можете действовать, исходя из тех принципов, которыми руководствовались ранее».

Милинкович высказал критические слова в адрес производителей продуктов категории Open Source, поддерживающих стратегию двойного лицензирования. По его словам, когда компании создают продукты на основе решений, разработанных такими сообществами, как Apache или Linux, речь идет о больших деньгах.

Преимущества, которые получила Google от свободно распространяемых решений за счет использования Linux, отметил и Дибона. По его мнению, учитывая большой объем используемого компанией аппаратного обеспечения, Google было бы сложно платить за операционную систему.

«Сейчас, как мне кажется, для нас имело бы смысл написать свою собственную операционную систему», — сказал Дибона. Но тот факт, что Google использует операционную систему из разряда Open Source — не только вопрос экономии затрат. Компания уверена, что свободно распространяемые решения определяют ситуацию в отрасли.

Один из участников семинара задал вопрос о том, как волонтеры, принимающие участие в проектах, подобных Apache, зарабатывают деньги.

«У меня есть основная работа», — ответила Купер. Ву сказала, что она аспирантка, а Шмидт работает консультантом.

По словам Милинковича, 80-85% специалистов, занимающихся проектами Eclipse, зарплату платят их работодатели, поскольку именно они направляют этих сотрудников для участия в такой деятельности.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями