Служба новостей IDG, Сан-Франциско

Широкополосный доступ и Web-технологии могут способствовать бизнес-модели SAAS

Несмотря на все пересуды и вложения венчурных фондов, модель ASP (application service providing — «предоставление услуг доступа к приложениям»), сформировавшаяся в конце 90-х, потерпела фиаско. Но времена меняются, и лидеры отрасли и аналитики начинают заявлять, что рыночные условия сейчас благоприятствуют формированию нового поколения ASP. Речь идет о предоставлении приложений как сервисов (software-as-a-service, SAAS), компании, оказывающие такие услуги, становятся провайдерами услуг SAAS.

Распространенность широкополосного подключения к Internet способствует росту популярности SAAS

Все большее число пользователей получают возможность доступа в Internet по широкополосным соединениям, осваивают удобные средства поддержки бизнеса на базе Web, и это, вкупе с готовностью поставщиков технологий обеспечивать соответствие новым стандартам, далеко не все факторы, которые способствуют созданию плодотворной почвы для развития SAAS.

В то время когда ASP-провайдеры старались убедить клиентов согласиться на размещение своих информационных систем и программ на их мощностях, собственно, и бизнес на базе Web был довольно новой концепцией. Главным образом это было связано с недостаточной популярностью Internet как таковой, а также с тем, что скорость сети значительно уступала сегодняшним скоростям.

Сейчас широкополосный доступ в Internet стал обычным явлением — во всяком случае в западных странах, и компаниям значительно проще получать доступ к приложениям через Web, к тому же это обеспечивает экономию. Все это ведет к формированию рынка SAAS — к той роскоши, которой не имели ASP-провайдеры.

К тому же расходы на приобретение и поддержку ИТ-инфраструктур оказываются весьма велики, поэтому компании стремятся снять с себя заботу о поддержке своих программных систем и сетей. Для многих компаний этап, когда все всегда приходится делать самому, уже пройден.

Кроме того, растет круг людей, для которых выполнение тех или иных транзакций в Web становится привычным делом. Это еще один фактор, способный обусловить успех SAAS.

Те, кто легко справляется с банковскими транзакциями или какими бы то ни было другими операциями в Сети, не преминут воспользоваться и другими сервисами на базе Web. Примером может послужить успех CRM-сервиса компании Salesforce.com.

Эксперты отмечают, что принятие стандартов Web-сервисов, таких как XML, запустило процесс преобразования Web из транспортного механизма в платформу для создания сервисов. Этот феномен сейчас называют Web 2.0. Эти стандарты не только изменили ход развития Web, но и предоставили в распоряжение компаний способ добиться большей интероперабельности их программного обеспечения. Без этого принципы SAAS не были бы подкреплены технологически.