«Директор информационной службы»

Университет Ньюкасла нашел пути уменьшить бремя расходов alma mater

Большая часть вузов Великобритании являются государственными. Британское правительство ставит перед университетами ключевые задачи и контролирует их выполнение. Круг этих задач вполне естественен: обеспечение высокого качества обучения, проведение исследований мирового класса и, кроме того, экономическая поддержка регионов. «Правительство выделяет средства для управления университетом и требует отчета о том, как эти средства используются. Оно хочет оценить возврат от своих инвестиций. Это сложно, но необходимо, — говорит Пол Хопкинс, директор по ИТ университета Ньюкасла. — Мы должны обеспечить высокую стоимость подготовленных нами специалистов, поскольку такую задачу ставит государство».

Университет Ньюкасла на Тайне расположен на северо-востоке Англии. Основан в 1834 году. В настоящее время состоит из трех факультетов, на которых обучается 17 тыс. студентов и исследователей, и 30 школ. Оборот университета — 450 млн. долл., на исследования затрачивается 100 млн. долл. По рейтингу университет входит в число первых двадцати вузов Великобритании

Британское правительство добивается того, чтобы 50% молодых людей в возрасте 18-21 года поступали в университеты. Плата за обучение невелика и покрывает расходы на образование лишь на 10-15%, поэтому университет не может набрать больше студентов, чем дотирует государство. Каждый следующий студент будет в убыток. Это, правда, не относится к иностранным студентам и аспирантам-исследователям: от них университет получает максимум возможного.

«Для того чтобы дать студентам образование мирового уровня, университет не может полагаться только на средства, выделяемые правительством, и вынужден искать возможность подзаработать. Университет старается оказывать как можно больше услуг студентам и аспирантам и за счет этого получать дополнительный доход», — говорит Хопкинс.

ИТ-служба также принимает участие в предоставлении таких услуг. Она получает 10 млн. долл. от университета; еще 3 млн. долл. она зарабатывает самостоятельно.

Отсутствие отраслевых стандартов — тоже стандарт

Пол Хопкинс проработал всю свою жизнь в индустрии, и только последние три-четыре года — в образовании. В промышленности существуют четкие стандарты, и если в отрасли получило распространение какое-либо решение, то предполагается, что оно лучшее и все должны его использовать. В области образования такого нет. Есть только цель, которую нужно достичь, — упростить работу, дать возможность учиться и учить, проводить исследования.

Сотрудники и студенты университета, по словам Хопкинса, не должны думать ни о чем, кроме своих прямых задач (обучение, преподавание, исследования). Безопасность, надежность и прочие «мелочи» — не их забота. Они могут сказать — «сегодня я буду делать так, а завтра захочу иначе», и ИТ-служба должна обеспечить поддержку этих процессов.

Руководство университета хочет иметь точные и непротиворечивые данные как о хозяйственной деятельности, финансовом состоянии, так и об успеваемости студентов и ведущихся исследованиях. Это не так просто, поскольку, например, очень сложно определить стоимость исследований, для этого требуется правильно учесть расходы на эксплуатацию старых и строительство новых помещений, на поддержку лабораторного оборудования и т. п. Между тем такая оценка необходима, поскольку эти издержки оказываются весьма существенными для университета.

Преподаватели хотят получить в свое распоряжение виртуальную среду для разработки и поддержания в актуальном состоянии курсов, в том числе для дистанционного обучения. Преподаватели отслеживают успеваемость студентов: кто сколько заработал кредитов, посетил занятий, выполнил работ, тестов и т. п.

Степень автоматизации преподавательского и исследовательского процессов зависят от самих профессоров и преподавателей. ИТ-служба может, например, помочь в выборе и установке какой-либо специализированной системы для исследовательских работ, оборудовать специальный класс для проведения занятий и установить необходимые системы, в том числе виртуальную среду обучения. Но для этого требуется инициатива преподавателя. Между тем, по наблюдениям Хопкинса, многие и по сей день предпочитают доску и мел современным ИТ, поэтому дальше использования Internet в образовательных целях не пошли.

Живущие в кампусе студенты и аспиранты желают не только иметь возможность посещать лекции и общаться с преподавателями, но и получать записи лекций в различных форматах (в том числе аудио и видео), различные учебные материалы, выкладываемые для них специально на intranet-сайте, выполнять лабораторные и расчетные работы, распечатывать материалы и т. п. Кроме того, они хотят слушать музыку, смотреть DVD, общаться с друзьями посредством различных видов коммуникаций. Сейчас студентам обеспечивается возможность доступа к их данным, размещенным внутри сети, круглосуточно 7 дней в неделю с любого компьютера.

«Мы стремимся обеспечить индивидуальное образование студентам, индивидуальные исследования аспирантам. Преподавателям — возможность индивидуализировать собственные курсы и подходы к обучению, — подчеркивает Хопкинс. — Необходимо обеспечить взаимодействие людей и технологий, — и при этом гарантировать высочайшие стандарты образования и исследований».

При выборе приложений ИТ-служба концентрируется на том, чтобы внедрение новой технологии положительным образом отразилось на образовании. По мнению Хопкинса, приобретение приложений у сотни небольших поставщиков — не лучший метод. Чтобы не тратить время и ресурсы на освоение и интеграцию множества небольших программ, университет опирается прежде всего на возможности нескольких основных поставщиков базовых приложений и ориентируется на стандартные продукты, которые могли бы использоваться многими пользователями. Для типовых задач, таких как создание расписания или виртуальной среды обучения, используются лучшие в своем роде продукты.

Техническая политика

С точки зрения ИТ университетский городок — это централизованная информационная система с хорошо разработанной инфраструктурой. До недавнего времени в каждом крупном подразделении университета, например у каждого факультета (а их поначалу было десять) имелся свой ИТ-отдел. Но такая структура была практически неуправляема. Создание единой централизованной ИТ-инфраструктуры и информационной системы не только потребовало преобразований в области ИТ, но и привело к реорганизации факультетов и сокращению их числа с целью упрощения администрирования (теперь факультетов всего три — медицинский, инженерный, а также социологии и искусств).

В настоящее время в ИТ-отделе университета работает 125 человек. Это централизованная служба, которая занимается обслуживанием бизнес-приложений и ПО для образования и оказывает услуги клиентам. Задача Хопкинса как руководителя состоит в организации работ с данными, а также обеспечении взаимодействия с представителями 90 школ.

В университете установлено около 10 тыс. компьютеров. Все они подсоединены к единой высокопроизводительной региональной академической сети, к которой подключены также все колледжи и университеты региона. В дополнение к «традиционной» сети функционирует и беспроводная связь.

Более чем 9,2 тыс. компьютеров охвачено посредством Active Directory. Внедрение этого сервиса каталогов позволило избежать проблем, связанных с обслуживанием различных версий продуктов на разных машинах, упростить реализацию политик информационной безопасности и пр. В результате все данные пользователей хранятся на общедоступных устройствах, а не на локальных дисках. Весь парк машин обслуживают всего один-два человека, тем не менее дальнейшее масштабирование потребует пропорционального увеличения штата. Запуск новых приложений или переустановка машины осуществляется без каких-либо проблем.

Для организации сетевого администрирования университет приобрел программу с открытым кодом CONDOR (она разрабатывается в рамках одноименного исследовательского проекта, который ведется в университете Висконсин-Мэдисон). Ее установка на 1,5 тыс. рабочих станций свела стоимость формирования и обслуживания громадной сети grid практически к нулю. Воодушевленная успехом ИТ-служба собирается распространить эту схему на все 10 тыс. компьютеров.

Для автоматизации стандартных управленческих функций используются продукты компаний Microsoft и SAP. К настоящему времени работает практически весь спектр приложений SAP.

Для создания виртуальной среды обучения используется приложение Blackboard, для составления расписания — Scientia. Имеется также десяток обучающих пакетов, интегрированных между собой.

Для исследований или решения небольших задач иногда создаются собственные разработки. Правда, делается это редко, поскольку они дорого обходятся университету. Последние версии лучших продуктов основных поставщиков практически всегда стоят дешевле.

Объединяться, чтобы выжить

Ожидается, что в ближайшие годы существенно возрастет число иностранных аспирантов, каждый из которых приносит в бюджет университета 15 тыс. долл. Кроме того, ИТ-персонал, не занятый непосредственно поддержкой обучения, можно, по словам Хопкинса, задействовать для создания центров аутсорсинга или распределенных сервисных центров для нескольких университетов.

«В нашем регионе — пять университетов и 23 колледжа. У всех есть схожие проблемы с предоставлением услуг, выбором и приобретением приложений, обеспечением информационной безопасности, — говорит Хопкинс. — Мы обмениваемся информацией о возможностях и недостатках систем, путях решения проблем, совместно контролируем рост объема информационных баз, боремся со спамом, обслуживаем беспроводную связь, помогаем друг другу в решении множества других проблем».

Объединение пяти университетов посредством общей сети позволяет снизить затраты за счет «разделения труда» и предоставления ИТ-услуг друг другу. Такое разделение руководители университетов считают более разумным, нежели решение сходных проблем собственными силами: одни учебные заведения имеют более развитое техническое оснащение, другие — достижения в области автоматизации процесса обучения, третьи — более высокую компетенцию по оказанию отдельных услуг или решению отдельных ИТ-проблем (например, восстановления после сбоев). «Главное в нашем деле — объединение», — говорит Хопкинс. Это поможет обеспечить непрерывность предоставления услуг с учетом их стоимости.