«Открытые системы»

Система управления одной из самых закрытых и консервативных отраслей российской экономики гармонизирована на базе современных моделей, методов и средств ERP

ЦНИИатоминформ, консалтинговая группа «Борлас» и представительство Oracle сообщили о внедрении в Росатоме интегрированной модели системы планирования и проектного управления атомной промышленностью и энергетикой на базе комплекса приложений Oracle e-Business Suite.

Атомное ведомство одним из первых среди федеральных органов приступило к автоматизации управления. По мнению генерального директора ЦНИИатоминформ Петра Щедровицкого, работа по реализации проекта, насыщенного «технологическими решениями», наряду с повышением эффективности и оперативности управления создаст основу для системной реорганизации деятельности, а в перспективе — и структуры Росатома.

Атомное ведомство одним из первых среди российских федеральных органов приступило к автоматизации управления

Ядро проекта составляет концептуальная архитектура деятельности Росатома, интегрированная модель которой базируется на концепции «управления по результатам», в соответствии с которой уточнение последующих действий происходит в зависимости от степени достижения поставленных ранее целей. Данная модель позволяет получить формализованное представление обо всех аспектах финансово-хозяйственной деятельности как отрасли в целом, так и отдельных предприятий, и на этой основе перейти от разрозненной компьютеризации к взаимоувязанной ИТ-поддержке всех деловых процессов. К ним относятся формулирование целевых установок ведомства в соответствии со стратегическими целями государства, среднесрочное и годовое планирование, трехступенчатый бюджетный учет и контроль по каждой программе и отдельным мероприятиям и работам, а также мониторинг и анализ результативности деятельности и формирование корректирующих воздействий. В ходе работ предполагается наладить электронное взаимодействие с десятками контрагентов: федеральными ядерными центрами, научно-исследовательскими и проектными институтами, конструкторскими бюро и предприятиями отрасли.

По словам Рината Бурина, начальника отделения информационных управляющих систем ЦНИИатоминформа, в процессе проектирования модели стало очевидно, что блок административно-управленческих процессов «Управление по результатам» может рассматриваться в качестве типового для федеральных органов исполнительной власти, поскольку соответствует требованиям административной и бюджетной реформ.

Информационная архитектура системы состоит из нескольких уровней. Информация из внешних информационных систем и баз данных поступает в хранилище исходных данных. В центральной базе данных аккумулируются сведения об основных информационных объектах: программах, контрактах, поставщиках, финансах, персонале, оргструктурах и т. д. Представлениям конечных пользователей соответствуют многомерные базы данных.

Для организации единой защищенной точки входа и доступа служащих к ресурсам системы будет использоваться intranet-портал; через него же организуется доступ пользователей к своим рабочим местам в ERP-системе. На портал возлагаются функции интеграции данных и приложений: информационно-аналитических, планирования и управления ресурсами, сбора и обработки отчетной информации. Связь портальных приложений, а также внешних информационных ресурсов подведомственных организаций с хранилищами и базами данных осуществляется через защищенную сеть передачи данных. Для доступа граждан к неконфиденциальной информации предусматривается создание Internet-портала, отделенного от основной системы сетевым экраном. Другие госструктуры, партнеры и поставщики обращаются к информационной системе через среду электронного взаимодействия.

Параллельно с разработкой модели была создана технологическая инфраструктура системы — на экспериментальной площадке развернуты и интегрированы прикладные серверные платформы и СУБД Oracle, а также соответствующие базы данных и репозитарии. Разработан корпоративный портал. Взаимодействие с внешними информационными системами подведомственных предприятий, которые реализованы не только на различных версиях СУБД Oracle, но и в средах SAP, «Парус», «Альфа» и др., практически полностью обеспечивается штатными средствами интеграции и преобразования данных Oracle.

В 2006 году предполагается обучение госслужащих и ввод в эксплуатацию дополнительных функциональных модулей, реализация функций учета и анализа объектов государственной собственности, разработка электронных административных регламентов, сертификация программных продуктов Oracle на соответствие требованиям по защите информации и т. д. К концу года планируется подключить к системе 150 рабочих мест сотрудников Росатома и приступить к отработке электронного взаимодействия с Федеральным казначейством, где внедряется аналогичная модель.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями