«Сети»

Работа по принятию актов, уточняющих и дополняющих положения закона «О связи», близится к завершению

К 10 февраля утверждены 34 из 39 правительственных постановлений, которые превращают этот рамочный документ в закон прямого действия.

Постановления условно делятся на пять категорий. Первая связана с изменением модели регулирования рынка на трех уровнях предоставления услуг — местном, внутризоновом и междугороднем/международном. По мнению заместителя министра информационных технологий и связи РФ Бориса Антонюка, обеспечены равные условия конкуренции для операторов связи с любой формой собственности. Постановления из второй категории имеют отношение к тарифному регулированию. Их цель состоит в том, чтобы отказаться от государственного регулирования тарифов на телефонную связь. Третья категория подразумевает регламентацию оказания услуг фиксированной и мобильной связи, передачи данных, проводного вещания, Internet, телеграфа и почтовой связи. Четвертый блок документов посвящен деятельности операторов универсальных услуг связи, а пятый — сертификации и эксплуатации средств связи.

Борис Антонюк уверен, что теперь созданы равные условия для конкуренции операторов

Основу новой конкурентной среды заложило принятие перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, а также правил присоединения и взаимодействия сетей электросвязи. В конце апреля прошлого года утверждены несколько постановлений, запустивших механизм универсального обслуживания. В мае дошла очередь до правил оказания услуг фиксированной и подвижной телефонной связи. Летом правительство взяло паузу и даже «отыграло назад», отложив на полгода вступление в силу ранее принятых постановлений. В октябре были приняты два постановления по тарифному регулированию услуг операторов, занимающих существенное положение на рынке. 12 января Правительство ратифицировало правила проведения торгов с целью получения лицензий операторами связи, а 8 февраля Госдума закрепила принцип оплаты услуг «платит вызывающая сторона».

К середине февраля Мининформсвязи осталось представить в Правительство для утверждения два проекта постановлений из третьей группы. Это правила оказания телематических услуг (доступа к Internet-сервисам и электронной почте) и услуг телевизионного и радиовещания. Важный вопрос состоит в порядке платежей за пользование радиочастотным спектром. Пока он остается открытым, так как проект соответствующего постановления заблокирован силовыми ведомствами. Мининформсвязи настаивает на том, что за пользование ресурсом отчисления в казну должны делать как гражданские, так и военные (правда, для последних предполагается установить на порядок меньшие тарифы).

«За минувший год российские сотовые операторы выплатили 59 млрд. рублей (свыше 2 млрд. долл.) в виде налоговых и прочих отчислений. Из них примерно 50 млн. долл. составили платежи за пользование радиочастотами.

К 10 февраля обладателями лицензий на дальнюю связь стали уже 17 компаний. Как отметил Евгений Чечельницкий, заместитель руководителя Россвязьнадзора, получить лицензию несложно, а вот приступить через год к оказанию услуг междугородней/международной связи на территории всех субъектов федерации — гораздо труднее. После окончания строительства магистральной сети Россвязьнадзор проводит процедуры приемки и тестирования всей сетевой инфраструктуры и точек присоединения. И лишь затем Мининформсвязи подписывает приказ о выделении новому оператору дальней связи кодов доступа.

С правовой точки зрения операторы выходят на рынок внутризоновых услуг аналогичным образом: лицензиат может приступить к оказанию услуг, лишь построив во всех муниципальных образованиях конкретного субъекта РФ точки присоединения к своей сети и получив код выбора сети. На деле же компании, работающие на региональном уровне, почти сразу приступают к коммерческой деятельности, а попутно достраивают сеть, чтобы обеспечить соответствие лицензионным условиям. Риск быть пойманными за руку невелик: Россвязьнадзор вначале выписывает предписание об устранении нарушений, затем проводит повторную проверку и лишь при отрицательном заключении инспекторов имеет право аннулировать лицензию.

Любопытно, что вопрос о числе выданных лицензий на услуги внутризоновой связи поставил высокопоставленных чиновников связного ведомства в замешательство. Антонюк заявил, что таких лицензий на сегодня нет, хотя заявки имеются. Чечельницкий поправил его, сообщив, что несколько лицензий все же выданы. После небольшого совещания с коллегами по ведомству он уточнил: выдано уже 90 разрешений на зоновую связь, причем большинство лицензиатов являются альтернативными операторами. Региональные компании «Связьинвеста» попросту переоформили свои лицензии и продолжили легальную деятельность в рамках нового правового поля и в пределах прежних зон обслуживания.