Computerworld, США

Novell усовершенствует XGL, графическую подсистему ОС Linux

Корпорация Novell предложила усовершенствования для применяемой в Linux графическую подсистему XGL, которые ускорят вывод изображений и улучшит качество трехмерной графики и видео на компьютерах, оснащенных относительно новыми графическими платами. XGL (аббревиатура от X over OpenGL) — это вариант созданной два десятилетия назад оконной системы X Window System, популярной в ОС Unix. Сама по себе она не является интерфейсом настольной системы, но служит основой для настольных сред Linux, такие как KDE или GNOME.

На Web-сайте Novell выложены ролики, представляющие некоторые из усовершенствований, предложенных для XGL. К их числу относятся поддержка свойства прозрачности окон приложения или браузера, благодаря чему становятся видны пиктограммы, располагающиеся под этими окнами, функция свертывания окон без прерывания воспроизведения видео. Кроме того, пользователи, работающие с несколькими приложениями, смогут открывать до четырех рабочих столов в интерфейсе трехмерного куба, который можно вращать, чтобы получить доступ к программам.

Пользователи, работающие с несколькими приложениями, смогут открывать до четырех рабочих столов в интерфейсе трехмерного куба

Якоб Нильсен, ведущий эксперт компании Nielsen Norman Group, положительно отозвался о реализации свойства прозрачности и дополнительные функции рабочего стола. Однако возможность перемещения окон приложений между рабочими столами и просмотра их в трехмерном виде, по его словам, «прекрасно демонстрирует, на что способна графика, но, по существу, совершенно бесполезна».

По мнению Нильсена, Linux вполне заслуженно имеет репутацию операционной системы, пользовательский интерфейс которой менее интересен и более сложен, чем интерфейсы MacOS X или Windows, что, впрочем, является естественным следствием технических аспектов происхождения Linux.

«Над Linux всегда работало много великих программистов и куда меньше экспертов в области удобства использования программ», — заметил Нильсен. Он подчеркнул, что деятельность сообщества Open Source принципиально не подлежит регламентированию, поэтому трудно воспрепятствовать добавлению новых функций, которые не столь уж необходимы с практической точки зрения и серьезно усложняют работу с операционной системой.

«Для того чтобы система пользовалась успехом у рядового пользователя, нужно чье-то вмешательство, запрещающее реализацию избыточных функций», — считает Нильсен.

Усовершенствования, предложенные в XGL, заранее превращают Linux в конкурента еще не вышедшей системе Windows Vista, которая, как обещают в Microsoft, благодаря графическому пользовательскому интерфейсу Aero будет обладать аналогичными и даже большее широкими возможностями.

В традициях Microsoft перегружать свою операционную систем ненужными функциями, принося в жертву удобство использования, однако в Vista, по мнению Нильсена, корпорация придерживается принципиально иного подхода.

Развитием XGL руководит Девид Ривимен, шведский разработчик, известный своими чересчур эксцентричными (даже по меркам программистов) методами работы. По некоторым данным энциклопедии Wikipedia, Ривимен живет в одном из сельских районов Швеции, и его рабочий кабинет располагается на чердаке сарая. Его коллеги из Novell прилетают к нему каждые два-три месяца для того, чтобы забрать написанный им за это время код.

Исходные тексты XGL можно загрузить на сайте Freedesktop.org. Усовершенствования будут доступны в виде опции для пользователей, устанавливающих Novell Linux Desktop 10, которая должна выйти летом. Однако, поскольку код предлагается как свободно распространяемый, вполне вероятно, что XGL будет принят и в других разновидностях Linux.


Спецэффекты для Linux

Вместе с XGL корпорация Novell представила сообществу Open Source и подсистему композиции изображений Compiz.

Как отмечают в Novell, корпорация рассчитывает, что разработчики будут использовать подключаемые модули XGL и Compiz для создания графических интерфейсов и специальных эффектов, позволяющих сделать рабочий стол Linux более удобным для пользователей. Фридман отметил, что улучшенные графические возможности смогут побудить разработчиков игр снова обратить внимание на Suse Linux.

XGL представляет собой технологию рендеринга для Linux. Операционная система Mac OS X компании Apple Computer также предоставляет пользователям подобные функции.

Первые спецэффекты, которые Novell демонстрирует для Suse Linux, в чем-то напоминают те, которые операционная система от Apple способна делать для поддержки анимации окон и обеспечения их прозрачности.

Текущие версии XGL и Compiz работают только с Suse Linux 10.1, третьей бета-версией или выше.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями