К 2008 году «ГВЦ Энергетики» планирует стать ведущим ИТ-центром РАО «ЕЭС России»
Евгений Аксенов: «?ГВЦ Энергетики? внес коррективы в стратегию своего развития, отражающие поворот всей энергетики в рыночную сторону»

Формально ОАО «ГВЦ Энергетики» было учреждено в 1992 году. Но его история началась гораздо раньше, с 1968 года, когда был создан Главный информационно-вычислительный центр по управлению энергетическим строительством при Минэнерго СССР. Без малого 40 лет эта организация собирала отчетность, вела карты энергосистем, ее специалисты рассчитывали потери в сетях, проводили оптимизацию режимов работы электростанций и т. д. Сегодня «ГВЦ Энергетики» готовит специализированные отчеты для высшего руководства РАО ЕЭС и различных государственных организаций.

Ранее деление РАО ЕЭС производилось по территориальному признаку, но в последние годы в рамках реструктуризации происходило его постепенное разделение предприятий по видам бизнеса — энергоснабжению, теплоснабжению, ремонту, сбыту и т. д. По окончании реформы планируется создание Федеральной сетевой компании, находящейся под полным государственным контролем, основным видом деятельности которой станет передача электроэнергии от генерирующих компаний потребителям. Затем — создание генерирующих компаний, которые смогут конкурировать между собой, и сбытовых и распределительных компаний нижнего уровня, также будущих конкурентов на энергетическом рынке. По мнению инициаторов реструктуризации, эти меры должны привести к снижению издержек на энергоснабжение, к возможности потребителям выбирать поставщиков и, в конечном счете, к снижению тарифов на электроэнергию.

Порядок в доме

Процесс реструктуризации РАО ЕЭС не обошел стороной его «Главный вычислительный центр». Правда, в данном случае речь шла не о кардинальных изменениях, а о пересмотре планов ГВЦ в связи с разворотом отечественной энергетики в рыночную сторону.

В 2004 году в «ГВЦ Энергетики» сменилось руководство. Новое, по словам Евгения Аксенова, его генерального директора, поставило цель создать бизнес-модель, позволяющую управлять стратегией развития информационных технологий холдинга и его ресурсами. На решение данной задачи было отведено три года — с 2005-го по 2008-й.

Начали с того, что в 2004 году силами экспертов ГВЦ и консультантов из IBM был проведен ИТ-аудит дочерних и зависимых обществ РАО. Как показали его результаты, в среднем структура общего ИТ-бюджета «дочек» в 2004 году была такова: 60% средств ушло на содержание персонала, 22% — на содержание техники и 18% — на инновации. В процессе аудита был выявлен значительный — в десятки раз — разброс практически по всем составляющим ИТ-расходов. Это характерно для тех случаев, когда отсутствуют единые принципы и стандарты разработки (в частности, использовалось самое разное аппаратное и программное обеспечение), внедрения и сопровождения общих и отраслевых информационных технологий, функционирования ИТ-подразделений. В большинстве компаний отсутствовали не только ИТ-стратегии, но и ИТ-бюджеты.

Чтобы изменить ситуацию, в РАО ЕЭС был разработан проект IT Energy, основной целью которого стало создание единого ИТ-пространства холдинга и повышение эффективности ИТ-подразделений энергетических предприятий РАО. В ходе проекта запланировано решить следующие задачи: обеспечить разработку и распространение ИТ-стандартов РАО; повысить управляемость, прозрачность и экономическую эффективность предоставления ИТ-сервисов за счет структурирования процессов управления ИТ и повышения конкурентоспособности информационно-технологического обеспечения; минимизировать риски, возникающие у компаний, входящих в холдинг, в связи с необходимостью управлять непрофильной деятельностью.

Кроме того, намечено повысить компетентность ИТ-персонала; обеспечить разработку типовых схем структурирования ИТ дочерних компаний и типовых вариантов организационных форм сервисных подразделений или компаний; повысить качество исполнения ИТ-проектов и предоставления ИТ-сервисов в процессе реформирования за счет формирования центров отраслевой ИТ-компетенции и организации процессов в соответствии с требованиями ITSM; способствовать распространению передового опыта среди ИТ-подразделений.

Ключевой игрок

Ключевую роль в реализации проекта IT Energy играет ГВЦ, который также серьезно меняется. В 2005 году состав компании обновился почти на четверть. Были образованы департаменты по работе с клиентами и по управлению персоналом, а также дирекция по качеству. Проведено техническое перевооружение центра обработки данных ГВЦ — состоялся ввод в эксплуатацию трех серверных комплексов IBM BladeCenter и новых ресурсов сетей хранения данных на базе оборудования EMC. Осенью 2005 года сюда был перенесен серверный комплекс Федеральной сетевой компании, служащий для работы с ключевыми бизнес-приложениями; он будет обслуживаться специалистами «ГВЦ Энергетики».

В середине 2005 года специалистами ГВЦ были созданы и утверждены правлением РАО ЕЭС отраслевые стандарты структурирования деятельности ИТ-служб холдинга. С прошлого года компания применяет технологию промышленной доставки сервисов. Для этого в ГВЦ организована соответствующая служба технической поддержки, базирующаяся на HP Open View Service Desk. По словам представителей компании, техническая поддержка осуществляется как в локальном варианте, так и в распределенном, виртуальном режиме с использованием Internet. Сегодня договоры на оказание услуг по аутсорсингу «ГВЦ Энергетики» заключил с четырьмя компаниями холдинга — «Алтайэнерго», Федеральной сетевой компанией, ОАО ОГК 4 и Пенсионным фондом электроэнергетики.

В планах на 2006 год — расширение клиентской базы по обслуживанию ИТ-инфраструктуры, в том числе за счет компаний, не входящих в РАО.

Кроме этого, важная функция «ГВЦ Энергетики» — участие во всех тендерах, касающихся выбора ИТ-решений, которые будут проводить компании, входящие в РАО. При этом рекомендации ГВЦ будут иметь решающее значение, так как именно на эту организацию возложена задача проведения единой ИТ-политики в рамках холдинга.

Аксенов заявил, что уже в 2005 году работа, проделанная новой управленческой командой, начала приносить свои плоды. Так, выручка компании выросла на 40,9% и составила 305,4 млн. рублей. И хотя ГВЦ продолжает зависеть от контрактов с РАО ЕЭС (их доля составила в 2005 году 62%), диверсификация и выход на новые рынки позволили увеличить объем средств, получаемых от выполнения заказов от предприятий, не относящихся к электроэнергетике, до 58,9 млн. рублей, что вдвое больше, чем в 2004 году.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями