Служба новостей IDG, Бангалор

В компании считают, что грядущая революция в области цифровых мультимедийных технологий будет проходить на поле бытовой электроники
Дэйв Ортон : «Ситуация на рынке бытовой электроники такова, что сегодня здесь нет четко определенных стандартов»

Уже в недалеком будущем компания ATI Technologies, специализирующаяся на разработке графических процессоров и чипсетов, половину своих доходов намерена получать на рынке бытовой электроники. Такое неожиданное заявление сделал президент и генеральный директор ATI Дэйв Ортон; между тем в настоящее время около 80% оборота компании приходится на рынок ПК.

В интервью службе новостей IDG, Ортон рассказал о новой платформе Intel Viiv, о влиянии этой платформы на бизнес ATI, о возможностях, которые открывает перед производителем разработка бытовой электроники.

Как вы думаете, платформа Viiv сулит вашей компании новые перспективы или же представляет угрозу бизнесу ATI? В последних публикациях говорится, что партнеры Intel смогут извлекать выгоду из рекламной и маркетинговой мощи корпорации до тех пор, пока в их ассортименте будут присутствовать компоненты Intel.

С нашей точки зрения, такое развитие событий одновременно открывает перед нами новые возможности и таит в себе угрозу. Появление Viiv будет способствовать дальнейшей интеграции платформы ПК в цифровой дом с ориентацией на поддержку полноценных решений в области видео-, аудио- и мультимедийных технологий. Минувшей осенью ATI анонсировала технологию захвата и воспроизведения видео Avivo. Мы считаем, что Avivo станет не конкурентом, а дополнением Viiv. Если вести речь о полупроводниковых технологиях, то до тех пор, пока Intel будет сохранять свою платформу открытой, у Viiv будут появляться не конкуренты, а дополнения. Как только Viiv превратится в закрытую платформу, конкуренция с продуктами ATI обострится.

Будут ли чипсеты Intel пересекаться с вашими продуктами в одних и тех же сегментах рынка?

Не думаю, что Intel решит выйти на рынок графических плат. Если же вести речь об интегрированных чипсетах, мы видим, что предлагаемые корпорацией технологии отличаются все более развитыми мультимедийными возможностями. По крайней мере, при обсуждении платформы Viiv речь всегда идет о модели, которую в Intel называют «от хорошего к лучшему и самому лучшему». А появление улучшенной модели у Intel создает условия для того, чтобы и инженеры ATI совершенствовали свою базовую модель. Мы полагаем, что в результате у нас появятся возможности для дальнейшего роста. На уровне чипсетов, возможно, какое-то время мы будем конкурировать с Intel, но мне кажется, что в перспективе эта конкуренция сойдет на нет.

В ATI обюявили об укреплении взаимодействия с корпорацией AMD в части реализации ее стратегии цифрового дома Live! Для процессоров AMD на потребительском рынке представлено меньше разновидностей системных плат, чем для процессоров Intel. Упрощает ли это обстоятельство выстраивание отношений с AMD?

В определенном смысле в AMD пытаются смоделировать экосистему, сходную с той, которая уже создана Intel. Руководство корпорации понимает, что сочетание технологий ATI Avivo и AMD позволит создавать решения, отвечающие той же концепции, которая уже была предложена Intel в платформе Viiv. С этой точки зрения в AMD приветствуют повышение активности и открытости ATI.

AMD не рассматривается нами в качестве конкурента. Мы видим, что AMD предлагает процессоры и программное обеспечение, позволяющие создать платформу для мультимедийной среды. Наша же задача заключается в том, чтобы предложить средства обработки графики и видео, а также ряд дополнительных компонентов.

Имеется ли у Intel стратегия построения новой платформы на базе не только процессоров, но и чипсетов, а также других компонентов, которая могла бы затронуть ваш бизнес?

Если говорить о чипсетах, мой ответ будет утвердительным. Посмотрите сами, по данным аналитической компании Mercury Research, в 2003 году наша доля на рынке чипсетов для ноутбуков составляла около 40%. После появления технологии Centrino – безусловного конкурента наших чипсетов – доля ATI упала ниже 15Б??процентной отметки. На рынке ноутбуков чипсеты определяют параметры энергопотребления, поэтому разработчики наборов микросхем общего назначения отобрали часть потребителей у производителей автономных графических подсистем.

Чем в дальнейшем ваши продукты будут отличаться от продуктов Intel?

Intel мы рассматриваем в первую очередь как производителя процессоров общего назначения, а наша компания специализируется на разработке графических процессоров. Нам кажется, что мы вполне можем дополнять друг друга. И Intel, и ATI преследуют общие цели, направленные прежде всего на расширение рынка ПК в целом. Мы намерены выйти за границы традиционной для нас сферы производства графических процессоров, а Intel раздвигает рамки области процессоров общего назначения, переходя к разработке чипсетов и других электронных компонентов, и я не вижу в этом никаких противоречий. Мы дополняем друг друга, но одновременно начинаем и конкурировать. Не думаю, что между Intel и ATI возможна конкуренция в основном для нас бизнесе, но на поле создания новых платформ, снижения энергопотребления и интеграции Intel представляет для нас определенную угрозу.

Наш подход предполагает развитие трех основных направлений. Наиболее ценным для нас является направление графических процессоров, и здесь мы намерены придерживаться модели «от хорошего к лучшему и самому лучшему». В области производства чипсетов мы ищем, чем можно дополнить решения Intel. Мы хотим сотрудничать с Intel, предлагая чипсеты, которые заполнят пустующие ниши в платформе корпорации и будут способствовать дальнейшему росту платформы в целом.

И наконец в-третьих, мы выходим за пределы рынка ПК.Расширяется наше присутствие в сегментах бытовой техники – связанных с производством карманных компьютеров, цифровых телевизоров, игровых приставок – словом, в тех областях, где у нас имеется база для дальнейшего роста, и мы не чувствуем для себя угрозы.

Насколько важное место в вашей стратегии занимает рынок бытовой электроники?

Есть рынок домашних ПК, но кроме этого существует и рынок бытовой электроники, не имеющей непосредственного отношения к настольным компьютерам и ноутбукам – сотовых телефонов, цифровых телевизоров, игровых приставок, КПК с возможностью воспроизведения видео и т. д. Говоря о бизнесе в сфере бытовой электроники, я подразумеваю электронные устройства, не имеющие отношения к ПК.Сегодня 20% оборота ATI приходится именно на этот рынок, и наша цель заключается в том, чтобы со временем превратиться в хорошо сбалансированную компанию. Это позволит нам получать на рынке бытовой электроники примерно половину своих доходов. В ближайшем будущем ставки в игре, которую мы ведем в сфере бытовой электроники, достигнут миллиарда долларов. А это уже около трети нашего оборота.

Чем этот рынок отличается от рынка ПК помимо того, что здесь Intel не наступает вам на пятки?

Думаю, что прежде всего этот рынок несколько более открыт. Здесь нет таких устоявшихся стандартов, какими являются стандарты операционных систем, предлагаемых Microsoft, или стандарты процессоров, выпускаемых Intel. Таким образом, у игроков возникает больше возможностей, и им приходится решать больше задач. Основная задача заключается в том, чтобы предложить полный спектр инженерных решений. Нам приходится уделять больше внимания программному обеспечению, необходимо продумывать вопросы совместимости с широким набором представленных здесь микропроцессоров и телекоммуникационного оборудования.

Возможности же обусловлены тем, что стандарты на этом рынке устанавливаются не так быстро, соответственно, появляется шанс одержать верх в конкурентной борьбе.

Но на рынке бытовой электроники уже присутствует достаточное количество крупных игроков, которые стремятся удовлетворить все потребности домашних пользователей.

Хорошее замечание. Sony, Samsung, Panasonic и ряд других компаний предлагают эффективную бытовую технику. Но по мере перехода на цифровые технологии (а переход этот осуществляется очень быстро) им становится все труднее идти в ногу со временем и удерживать завоеванные позиции, поскольку рынок здесь очень широк. Мы видим, что на рынке ПК и в других сегментах, где сегодня также происходит цифровая революция, масштабы внутренних научно-исследовательских подразделений с течением времени становятся все меньше. Sony, к примеру, на сегодняшний день является нашим самым крупным клиентом в области цифрового телевидения. Samsung – хороший партнер в сфере производства цифровых телевизоров и телефонов. Думаю, что в дальнейшем эти тенденции будут лишь нарастать. Одна из причин ведения компаниями внутренних разработок заключается в стремлении предложить оригинальное альтернативное решение. Мы сотрудничаем с партнерами, пытаясь доказать преимущества нашей архитектуры, которая позволяет их продуктам проявить себя во всем блеске.

Вероятно, ваша стратегия в области бытовой электроники предполагает большое количество приобретений?

С точки зрения слияний и приобретений мы хотели бы проводить более агрессивную политику. Мы прекрасно понимаем, что выйти на рынке бытовой электроники в ближайшие полтора, два или три года на оборот в миллиард долларов можно, лишь органично сочетая ведение собственных разработок с приобретением уже готовых технологий. Поэтому нам бы хотелось быть в данном направлении активнее. Главный приоритет – приобретение технологий в тех областях, которые, на наш взгляд, будут востребованы рынком. На втором по значимости месте находится расширение клиенткой базы и своего географического присутствия. И наконец следующее место в списке приоритетов занимают приобретения, направленные исключительно на получение чистого дохода.

Ощущается ли в сегодняшнем портфеле ATI дефицит каких-то технологий?

Да, и он в большей степени связан с цифровыми телевизорами, чем с карманными компьютерами. В области цифрового телевидения вследствие разграничения технологий по географическим регионам, будь то Европа или Китай, и использования разных моделей доставки сигнала, начиная со спутникового и заканчивая IP-телевидением, наши позиции не так сильны.

Какая роль в деятельности ATI отводится офшорным разработкам?

На возможность привлечения специалистов в других странах мы обратили внимание два с половиной года назад, и пришли к выводу, что использование соответствующей модели нужно возвести в ранг основных приоритетов компании. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, мы получаем в свое распоряжение таланты, отыскать которые в Торонто или на территории США сегодня гораздо труднее. Вторая причина связана со структурой затрат, которую необходимо выдерживать, для того чтобы сохранять конкурентоспособность в отрасли.

В качестве стартовой площадки мы рассматривали Индию и Китай. В конце концов решено было остановить свой выбор на Индии, и одновременно с этим мы получили дополнительный козырь в виде приобретенной нами компании CuTe Solutions в городе Хайдерабаде. От идеи создания в Хайдерабаде коллектива разработчиков, который занимался бы поддержкой наших исследовательских центров в Соединенных Штатах или Торонто, мы очень быстро пришли к мысли о формировании независимого научно-исследовательского центра, специализирующегося на разработке автономных продуктов в области карманных компьютеров и дискретной графики. Команда в Хайдерабаде стала первым подразделением за пределами Северной Америки, которое занимается исключительно разработкой новых продуктов.