Все больше россиян покупают ПО через Internet
Феликс Мучник: «Две из трех программ в каталоге Softkey хотя бы раз в год находят покупателей»

В середине февраля Internet-супермаркет программного обеспечения Softkey.ru подвел итоги своего четвертого года работы на российском рынке. По словам генерального директора компании Феликса Мучника, в настоящее время в каталоге магазина представлено около 10 тыс. программ от 1 тыс. разработчиков ПО со всего мира, а ежедневная посещаемость ресурса превышает 40 тыс. пользователей. «В 2005 году рост оборота Softkey хотя и не удвоился, как мы планировали, но составил 70%, что на фоне общего роста ИТ-отрасли в 24% является довольно неплохим показателем», — сообщил Мучник.

В денежном выражении обороты супермаркета превысили 140 млн. руб., а число оплаченных заказов составило порядка 80 тыс. Соотношение же покупок, сделанных физическими и юридическими лицами, за четыре года практически не изменилось и составляет 71 и 29% соответственно в денежном выражении и 15 и 85% по количеству заказов. Причем, по словам Мучника, в число корпоративных заказчиков входят как небольшие компании, так и крупные корпорации (банки, нефтяные холдинги и др.), а также государственные организации. Осталась почти постоянной и география покупок: в 2005 году 63% приобретений было сделано в Москве и Московской области.

Зато доля самых популярных авторов в общем объеме продаж заметно уменьшилась: если в 2002 году на ПО десяти ведущих вендоров приходилось 78% продаж, то в прошлом году этот показатель составил уже 63%. Для 20 и 100 основных поставщиков ПО эти показатели уменьшились соответственно с 89 до 75% и с 99 до 92%. «Такая динамика нас очень радует, так как показывает, что все, что продается в нашем Internet-супермаркете, востребовано клиентами», — отметил Мучник. По его словам, в среднем две из трех программ, представленных в каталоге, хотя бы раз в год находят своих покупателей.

В десятку самых популярных вендоров 2005 года вошли «Лаборатория Касперского», Microsoft, RAR Lab, «Битрикс», ABBYY Software House, Agnitum, «Смарт Лайн Инк», Kerio Technologies, «Вента» и Adobe Systems. Продукция последней, кстати, появилась в ассортименте Softkey только в прошлом году, и ее успехи согласуются с общей тенденцией роста продаж коробочного ПО. А продажи продукции Microsoft через Internet-супермаркет выросли на 110%.

Еще одним важным результатом минувшего года стал значительный рост интереса россиян к информационной безопасности — продажи ПО этого класса в 2005 году впервые превысили показатели раздела «Антивирусная защита». В числе других итогов года было названо открытие шести новых представительств Softkey за пределами России: в Болгарии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии и Израиле. Таким образом, на сегодняшний день магазин представлен уже в 10 странах.

Не менее важным достижением года стал старт совместной с Microsoft программы мотивации разработчиков. В ее рамках российские разработчики, создающие приложения для настольных ПК на базе технологии .Net, для совершенствования и продвижения своей продукции смогут воспользоваться средствами из специально созданного фонда, спонсором которого является Microsoft, а оператором — Softkey.

Для получения кредита разработчикам нужно подать заявки на рассмотрение экспертной комиссии, в состав которой с равным числом голосов входят представители Microsoft и Softkey. Комиссия проверяет соответствие заявленных приложений необходимым требованиям (локализация на русский язык, наличие полной и облегченной версии) и определяет сумму авансовой выплаты из фонда, а также рекомендованную стоимость программы при продаже.

Возмещение средств, полученных авансом, будет осуществляться за счет продаж продукта через Softkey, при этом последний получает эксклюзивное право на распространение как полной, так и облегченной версии. По словам Мучника, с марта комиссия уже начнет удовлетворять заявки, которых на сегодняшний день поступило уже более двух десятков.