«Открытые системы»

Департамент программных решений НР обнародовал итоги своей работы в России и СНГ

«HP — это не только принтеры и тяжелые серверы, а еще и решения, позволяющие развивать бизнес» — таков был лейтмотив выступления Сергея Лобова, директора департамента программных решений и продуктов компании HP при подведении итогов работы своего подразделения в прошлом году. Продажи программных решений приносят в оборот компании не более 2% (что для России составляет примерно 15 млн. долл.), однако прибыльность этого бизнеса превышает прибыльность от продаж оборудования. Кроме того, как отметил Александр Павлов, технический консультант департамента программных решений, «наша задача не сорвать яблоко, а посадить сад», иначе говоря, предложить клиентам решения, которые не только помогут оптимизировать бизнес, но и дадут им возможность зарабатывать благодаря ИТ, что, однако, не предполагает быстрого роста оборотов поставщика.

Сергей Лобов: «Решения на базе OpenView в конечном итоге позволяют не только управлять ИТ-системами, но и контролировать выполнение бизнес-процессов»

Прошлый год департамент закончил с неплохими показателями: рост объема продаж программных решений OpenView и OpenCall по сравнению с 2004 годом в России составил 77,4%, а в странах СНГ — 253%. Высокий последний показатель представители компании объяснили активностью местных операторов связи, ИТ-системы которых не обременены унаследованными решениями и открыты для внедрения новых услуг. Среди таких услуг на базе OpenView и OpenCall — виртуальная регистрация вызовов (регистрация информации о пропущенных вызовах в период отключения от сети); перенос номера (сохранение одного номера независимо от места жительства и оператора связи); определение местоположения абонента. Так, программно-аппаратный медиасервер OpenCall Media Platform Media Resource Function может быть основой для развертывания мультимедийных и интерактивных услуг в конвергентных проводных и беспроводных телекоммуникационных сетях. Для завоевания доли рынка услуг связи операторы с помощью, например, OpenView Service Activator могут эффективно инициировать услуги и обеспечить конвергированный биллинг для абонентов с предоплатой и оплатой по факту. Средства автоматической конфигурации сетевого оборудования, которое требуется для настройки и управления новыми сервисами, позволяют не только быстрее внедрять новые услуги абонентам, повышая средний доход от них, но и консолидировать процессы на единой платформе, уменьшая операционные расходы и сложность, а также обеспечивая интеграцию биллинговых и CRM-систем.

Говоря об итогах года, Лобов отметил, что за отчетный период были завершены и продолжены проекты по внедрению программных решений в крупных российских компаниях финансовой, телекоммуникационной и энергетической сферы (Внешторгбанк, «Сургутгазпром», Западно-Сибирский металлургический комбинат и др.). На новый виток вышли отношения с МТС, где готовится внедрение программных продуктов HP для управления сетью и системы предбиллинга — посреднической ИТ-инфраструктуры, отвечающей за сбор информации от всех элементов сети и ее конвертацию в формат биллинговой системы.

Стратегические направления раз?вития OpenView и OpenCall в 2006 году, по словам Лобова, будут лежать в русле концепции Adaptive Enterprise — создания ИТ-инфраструктуры, способной адаптироваться под бизнес. Для департамента программных решений HP это означает разработку и развитие средств обеспечения надежной и эффективной работы ИТ-инфраструктуры за счет сервис-ориентированного управления на основе практики ITIL; автоматизации трудоемких процессов ИТ; синхронизации бизнеса и ИТ, позволяющих компаниям быстро адаптироваться к изменениям бизнес-ландшафта.

Справедливости ради надо отметить, что приоритетность этих направлений должна быть обратной — наиболее актуальной сегодня является последнее направление. Однако ничего другого от ИТ-компаний пока ожидать не приходится. Новая тенденция в информационных технологиях — «динамические ИТ», ключевую роль в которых играют средства автоматического выбора ресурсов из виртуального пула для построения конфигурации центров данных, отвечающей актуальным бизнес-требованиям. В этом направлении в последнее время и развивается семейство OpenView, набор решений в котором дополняется как собственными, так и приобретенными разработками.


Третьими стали

В рамках структуризации продуктов OpenView в арсенале HP появился инструментарий BPI (Business Process Insight), позволяющий управлять не вообще ИТ-сервисами, а сервисами в интересах бизнеса в соответствии с подходом, получившим название «управление бизнес-сервисами» (Business Service Management, BSM).

В «Альфа-банке» было осуществлено третье в мире внедрение решения. «BPI — продукт, который нам сразу понравился», — отметил Владимир Дергачев, начальник управления инфраструктуры ИТ «Альфа-банка». По его словам, BPI дает возможность находить корневую причину нарушения нормального хода бизнес-процесса, исключая «ситуацию, когда о сбоях ИТ-менеджеры узнают от пользователей, — если у вас есть 400 серверов и один ?упал?, то как узнать, опасно это для бизнеса или нет?». Благодаря BPI специалисты разного профиля, основываясь на информации из корпоративного хранилища, получают возможность взглянуть на задачу под разными углами: руководители подразделения — отследить структуру бизнес-процессов, ИТ-менеджеры — провести мониторинг перераспределения ресурсов и отловить момент достижения граничных условий, коммерческие представители — получить сводку по неоплаченным счетам.

Опыт использования BPI в «Альфа-банке» показал, что продукты класса BSM позволяют осуществлять проактивный мониторинг бизнес-процессов и ИТ-конфигураций силами операторов, а не экспертов, выполнять регистрацию и автоматическую эскалацию проблем, отлаживать новые бизнес-процессы. При этом благодаря модульности семейства OpenView все составляющие его продукты способны работать как отдельно, так и интегрированно, что дает возможность начинать работу с любой точки: отталкиваясь либо от сети, либо от управления бизнес-процессами, постепенно добавляя функциональность. Однако основная трудность здесь — четко сформулировать и описать бизнес-процессы.

В финансовой сфере, так же как и в телекоммуникационной, конкурентная борьба сегодня идет за доли процента — перед бизнесом стоит задача не просто экономить с помощью ИТ, а зарабатывать и оперативно выходить на рынок с новыми предложениями и услугами. Здесь решения класса BSM могут оказаться как нельзя кстати, поэтому неудивительно, что, по предварительным оценкам Лобова, в следующем году рост бизнеса его подразделения составит 30-50%. Этому, в частности, может поспособствовать запланированная локализация ряда продуктов из семейства OpenView Service Desk.