Высокопоставленный чиновник Мин?информсвязи прокомментировал положения новых «Правил оказания услуг связи»

В начале февраля состоялась пресс-конференция директора Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мин?информсвязи РФ Виталия Слизеня, посвященная новым «Правилам оказания услуг связи по передаче данных». Правила регулируют отношения между операторами, предоставляющими услуги по передаче данных, и их абонентами. Премьер-министр Михаил Фрадков 23 января подписал постановление Правительства об утверждении Правил. Этот подзаконный акт, созданный в дополнение к закону «О связи», должен вступить в силу 1 июля нынешнего года.

Виталий Слизень утверждает, что новые «Правила» не касаются абонентов

Слизень разъяснил, что документ регулирует отношения абонентов и операторов только при оказании услуг связи по передаче данных, к которым относятся IP-VPN, frame relay, ATM. Доступ в Internet по коммутируемым линиям, электронная почта, передача факсов с точки зрения закона входят в число телематических услуг, а значит, их предоставление принятыми Правилами не регламентируется. Договор с предоставлением паспортных данных при желании получить доступ в Internet (например, в Internet-кафе) заключать будет не нужно, и карточки Internet-доступа, продающиеся в киосках, отменены не будут.

Слизень заявил, что новые Правила окончательно либерализуют российский рынок IP-телефонии. Теперь инвесторы смогут спокойно просчитывать бизнес-планы по внедрению таких услуг — никаких ограничений, кроме предусмотренных СОРМ и правилами электромонтажа, на операторов IP-телефонии накладываться не будет.

Впрочем, под IP-телефонией в Мин?информсвязи понимают только звонки с одного IP-устройства на другое. Если хотя бы одна из сторон использует телефонную сеть общего пользования, то оператор, предоставляющий данную услугу, приравнивается к телефонной компании. Он обязан получить лицензии на междугородную и, если необходимо, международную телефонную связь либо работать в качестве дилера операторов дальней связи.

Это требование лицензирования затрагивает три группы компаний. Первая — операторы, продающие по низким ценам карточки дальней телефонной связи с передачей трафика через Internet. Вторая — операторы, обслуживающие SIP-телефоны, подключаемые напрямую к Internet. Третья — звонки с компьютера на обычный телефон, например, с помощью распространенной программы Skype.

Что касается коммутируемого доступа, электронной почты и факсимильной связи, то Слизень сообщил, что в Мининформсвязи готовится проект «Правил оказания телематических услуг связи». Кроме того, в процессе разработки находится проект «Правил оказания услуг теле- и радиовещания», с которым, в частности, придется иметь дело отечественным провайдерам IP-телевидения.


Всероссийская Internet-перепись

«Правила оказания услуг по передаче данных» регулируют отношения между абонентом, с одной стороны, и оператором связи — с другой, при оказании услуг связи по передаче данных. С его помощью предполагается внести ясность в отношения между игроками рынка телематических услуг.

Уже при первом рассмотрении документа видно, что между услугами по передаче данных и голосовыми сервисами, базирующимися на пакетных сетях, проводится жирная черта. Чтобы осуществлять деятельность по любому из этих направлений, провайдер должен обладать соответствующей лицензией. После вступления в силу Правил сфера деятельности локальных провайдеров IP-сетей может быть ограничена услугами по передаче данных, что противоречит глобальным процессам конвергенции, а голосовые сервисы возьмут на себя крупные телекоммуникационные игроки, такие, как «Ростелеком» и МТТ.

Из Правил следует, что с 1 июля любой гражданин, желающий иметь доступ к Internet, обязан будет заключать письменный договор с оператором. Серьезный общественный резонанс вызвало требование обязательной идентификации абонента. В договоре на обслуживание должны быть обязательно указаны фамилия, имя и отчество, дата и место рождения и реквизиты удостоверения личности для гражданина; наименование и место нахождения и реквизиты предприятия — для юридического лица. Во многих Internet-форумах предстоящие нововведения уже окрестили «всероссийской переписью». Руководитель Департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи РФ Виталий Слизень утверждает, что новый документ не содержит «подводных камней». В частности, он отметил, что меры по идентификации пользователей будут приниматься не повсеместно. Однако внимательное прочтение Правил подсказывает скорее обратное.

Чиновники убеждены, что регламентация оказания услуг по передаче данных поможет сократить киберпреступность в Internet. На самом деле таким путем можно будет ограничить лишь мелкое хулиганство и доступ подростков к сомнительным ресурсам. Серьезные преступники останутся «на плаву», ведь в их распоряжении имеются прокси-серверы и иные технические средства для сокрытия своего истинного лица.

Зато государство получит подробные сведения о посетителях Internet — о том, какие ресурсы они посещают, и для каких целей используют доступ в Сеть. Причем неизвестно, как эта информация будет в дальнейшем использована.

Вообще же документ получился запутанным. Юристы полагают, что Правила в некоторых пунктах противоречивы. В частности, это относится к положениям, касающимся сроков выполнения договорных условий. Например: «Оператор связи имеет право отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности предоставления доступа к сети передачи данных. При этом о своем отказе оператор связи обязан сообщить в письменной форме заявителю в срок, не превышающий 10 дней с даты окончания проверки наличия технической возможности». В случае невыполнения данного пункта абонент имеет право подать в суд на исполнителя. Однако технические неполадки, как известно, возникают спонтанно, и спрогнозировать их длительность никак не получится.

Жалобы пользователей на несоблюдение условий договоров будут рассматриваться в следующем порядке: до обращения в суд необходимо в течение шести месяцев с момента нарушения предъявить оператору претензию. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 60 дней, после чего потребитель имеет право обращаться в суд.

Итак, «заковырок» с механизмами реализации новых правил достаточно, чтобы внести сумятицу в нормальную деятельность провайдеров услуг. Так что, если документ не будет до?работан, в скором времени у юристов прибавится хлопот.

Юлия Кольдичева, «Сети»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями