Служба новостей IDG, Бостон

В 2005 году почти во всех 50 штатах США, а также в американском конгрессе рассматривались законопроекты, касающиеся офшорного аутсорсинга. В некоторых из них предлагалось строго ограничить или вовсе запретить такого рода деятельность, и никаких признаков отхода от этой законодательной тенденции пока не видно

Из тех законопроектов, которые фактически стали законами, большинство кажутся слишком мягкими, а некоторые уже продемонстрировали свое отрицательное влияние, вынудив отдельные штаты затратить дополнительные миллионы долларов на оплату контрактов с информационно-справочными службами в США, а не в других странах. Но усилия лоббистов по продвижению более строгих законов, кажется, нарастают.

«Я думаю, что на уровне штатов эти усилия продолжатся, — заявил Стюарт Андерсон, исполнительный директор Национального фонда американской политики (National Foundation for American Policy, NFAP). — Если вы официальное лицо штата и уже представили один законопроект, не нужно больших усилий, чтобы предлагать все новые и новые».

Профессиональные объединения работников сферы обслуживания и «синих воротничков» встают на поддержку законов, ограничивающих офшоринг. Так, организация Rescue American Jobs на своем сайте открыла раздел, посвященный законодательству, целью которого является «крупнейшая в истории мобилизация американских трудящихся» в ответ на офшорный аутсорсинг. Группа United Steelworkers of America утверждает, что офшоринг есть следствие «жадности руководства» и призывает своих членов к действию.

На другой стороне спектра находится Technology CEO Council, группа ведущих ИТ-корпораций, в которую входят Dell, Intel, IBM и Motorola. На ее сайте опубликованы «Десять распространенных мифов о всемирном аутсорсинге», включая статистику, которую признают даже некоторые участники движения против офшорного аутсорсинга: в Соединенных Штатах число рабочих мест, потерянных из-за офшоринга, составляет лишь небольшой процент общего их числа.

Аналитики Forrester Research прогнозируют, что число рабочих мест, отданных из США на аутсорсинг, к 2015 году достигнет 3,3 млн. По оценкам Лайэла Брейнарда и Роберта Литана из организации Brookings Institution, это означает ежегодное сокращение приблизительно 250 тыс. рабочих мест.

«Как мы должны оценивать это число? — спрашивали они в опубликованном в июне аналитическом отчете. — Оно относительно невелико по сравнению с общим числом занятых в Соединенных Штатах 137 млн. человек и составляет менее двух процентов примерно от 15 млн. американцев, не по собственной инициативе теряющих свои рабочие места каждый год. Но для тех, кто потерял место или боится его потерять (а таких намного больше), общее число рабочих мест, отданных на аутсорсинг за границу, выглядит угрожающе, независимо от того, насколько оно велико».

На федеральном уровне исполнительный директор NFAP Андерсон ожидает продолжения законодательных усилий, направленных на обуздание офшорного аутсорсинга путем введения поправок к находящимся на рассмотрении законодательным актам. В прошлом году, например, сенатом США были рассмотрены две поправки, ограничивающие аутсорсинг работ федерального правительства и использование федеральных фондов в штатах, разрешающих офшоринг, но в конечном счете они были отклонены согласительными комитетами, пытавшимися примирить противоречия между версиями сената и палаты представителей.

Поправки к законопроектам — это политическая тактика: связывая, в сущности, посторонний законопроект, скажем, с проектом бюджета, законодатели могут повлиять на своих коллег, которые не хотели бы голосовать против, даже не одобряя поправку. Андерсон ожидает, что в попытках остановить экспорт информационно-справочных служб и других видов работ законодатели обратятся к проблемам секретности и хищения идентификационных данных.

«Я думаю, что достаточно лишь в одном штате провести, например, закон об ограничении пересылки данных за границу, чтобы помешать развитию целой группы отраслей, опирающихся на такую возможность», — говорит Андерсон.

В случаях когда закон штата получал одобрение и вступал в силу, иногда имели место отрицательные последствия. Наиболее известные примеры — штаты Индиана и Нью-Джерси. Как следует из аналитической записки Андерсона под названием «Ползучий протекционизм», принятые в Нью-Джерси меры, препятствующие оказанию индийскими служащими информационно-справочных услуг безработным, создали в штате 12 рабочих мест, но обошлись на 900 тыс. долл. дороже, чем офшоринг информационно-справочной службы. Аналитики также отмечают, что в штате Индиана отмена контракта с информационно-справочной службой, по всей видимости, приведет к снижению объема услуг безработным резидентам.

NFAP отслеживает внесенные законопроекты, и в первом квартале года, когда поток законодательных инициатив имеет тенденцию к усилению, насчитала более 112 таких законопроектов по меньшей мере в 40 штатах. Большинство отмеченных законопроектов были переданы в комитеты, некоторые были приостановлены, некоторые отклонены, а небольшая часть получила одобрение. Во множестве штатов на рассмотрении находятся законопроекты, которые сводятся к учреждению комиссий по изучению влияния офшоринга.

Как отмечается в статье Джошуа Бивенса из Института экономической политики США, масла в огонь подливают становящиеся все громче крики аналитиков о том, что «обещанные выгоды от офшоринга сильно завышены, в то время как экономические затраты не рассматриваются вообще».

Как отмечают политические аналитики, выступающие как за, так и против офшоринга, точные статистические оценки провести довольно трудно, поскольку многие компании не сообщают, как офшоринг влияет на сокращение рабочих мест, и не раскрывают полную картину работ, выполняющихся за пределами США.

Столь же туманной представляется временами связанная с этим проблема виз для иностранных работников, занятых в США в высококвалифицированных областях, где имеется множество вакансий. Сенат недавно одобрил увеличение числа виз H-1B, доступных иностранным работникам в таких областях, как ИТ. Примерно тогда же вышел отчет о том, что американские компании нанимают работников с визами и платят им меньше, чем американским сотрудникам за ту же работу. Этот отчет еще сильнее разжег дебаты о достоинствах виз H-1B.

«Но при снижении квот или исчерпании доступных виз H-1B приходится выпихивать больше работы в офшор», — говорит Марк Хеберт, вице-президент Sierra Atlantic, компании-интегратора и разработчика приложений, имеющей подразделение в Индии. Компания Commendo Software, клиент Sierra Atlantic, побывала в такой ситуации.

«Иметь дело с визовыми проблемами очень расточительно», — говорит Рейнальдо Джил, директор Commendo. Его компания невелика, и у него нет ни времени, ни ресурсов, чтобы заниматься визами и сопутствующими проблемами, поэтому он ищет партнеров, подобных Sierra Atlantic, которая может использовать свои глобальные трудовые ресурсы, чтобы помочь таким клиентам, как Commendo.

«Чем больше сложностей нагромождает конгресс, тем больше вы зависите от партнеров», — говорит он.

Однако законодатели, несомненно, продолжат представлять законопроекты, не обращая внимания на реальные проблемы, отмечаемые аналитиками: необходимость расширения представлений о влиянии офшоринга путем более качественного сбора и анализа данных, продвижение в США программ образования и переподготовки и оказание помощи работникам, потерявшим свои рабочие места.

«Офшоринг, вероятно, будет и дальше быстро развиваться и в ближайшие годы сможет сильно повлиять на нашу экономику», — пишет Бивенс в своей статье, критикуя позицию известных консультантов и экономистов, которые стараются преуменьшить влияние офшоринга на американцев и американскую экономику. — Если благодаря офшорингу валовой внутренний продукт Соединенных Штатов растет, корпорации наживаются, а американские трудящиеся терпят потери, то сопротивление последних распространению офшоринга полностью оправдано, по крайней мере пока они не получат некоторую компенсацию».

Независимо от того, появится ли такая компенсация в недалеком будущем, в 2006 году в США ожидается продолжение попыток ограничить офшоринг.


Аутсорсинг Франции не угрожает

Число французских компаний, прибегающих к услугам офшорных фирм, неуклонно растет, что, впрочем, не должно волновать местных системных интеграторов. По оценкам Ассоциации разработчиков программного обеспечения и сервисных компаний Франции Syntec Informatique, количество ИТ-специалистов в этой стране будет увеличиваться.

«Французский рынок вплотную подошел к поворотной точке от более или менее успешных экспериментов к целенаправленному освоению этого метода», — полагает Жан Моне, президент ассоциации.

Общий объем контрактов на аутсорсинг ИТ-сервисов в мире сейчас достигает 12 млн. долл., но Марк Лапорт, генеральный менеджер французского отделения IDC, отмечает, что это составляет всего 2,8% общего объема мирового рынка ИТ- сервисов.

Во Франции на офшорные услуги приходится от 2 до 2,5% оборота рынка ИТ-сервисов. По ироничному замечанию Жан-Франка Рамбикюра, президента Syntec Informatique по экономическим вопросам и маркетингу, процент шума, который поднимается вокруг этих проблем, гораздо выше.

Спрос на услуги квалифицированных ИТ-специалистов растет заведомо быстрее, чем развивается аутсорсинг.

На долю ИТ-услуг, получаемых на правах аутсорсинга, от общего объема французского рынка ИТ-служб в 2009 году будет приходиться 5%. Даже если эти оценки окажутся неверными, максимально возможный предел составит не более 15%. Это связано с необходимостью оставаться ближе к клиенту для того, чтобы максимально оперативно решать возникающие проблемы, вплоть до организации выезда к заказчику. К тому же есть определенные трудности в поиске офшорной компании, готовой общаться на французском языке. Аусорсинговая компания может существенно потерять в доверии, если специалисты по технической поддержке начнут отвечать по-английски.

Различие между работой, которую можно и нельзя передать на аутсорсинг, состоит не в том, требуются для нее квалифицированные специалисты или нет, а в том, есть ли принципиальная возможность выполнить ее удаленно. ИТ-компании Франции, как и других стран Европы, должны обеспечивать обучение и повышение квалификации всех категорий специалистов. Информационной отрасли Франции нужно серьезно проработать вопросы подготовки и приема на работу ИТ-специалистов на много лет вперед.

Питер Сайер, Служба новостей IDG, Париж