Computerworld, США

В последний год многие мои клиенты заявляют о том, что их представление об информационных технологиях меняется и они намерены по-новому подходить к оценке задач ИТ. И это хорошо! Потому что очень часто никто и не помнит, что написано в документах, где даются соответствующие определения.

Большинство представлений о роли ИТ, с которыми мне довелось познакомиться в последнее время, связаны с превращением ИТ-службы в центр оказания услуг.

90-е годы характеризовались выбором стратегии: речь шла о том, удастся ли добиться эффективности выполнения операций (утилитарная точка зрения), сориентировать свою деятельность на клиентов или же предложить какие-то принципиально новые продукты. После 2000 года все эти три задачи представителям как бизнеса, так и ИТ-служб приходится решать одновременно.

Итак, каким же представляют себе будущее те немногие авторы, которые еще не сделали ставку на утилитарную модель? От них я слышу примерно следующее: «Мы создадим условия для формирования такого бизнеса, какой нам нужен». Давайте внимательно посмотрим на эти десять простых слов. Словосочетание «создадим условия для формирования» означает, что технология является не решением проблемы, а всего лишь одним из факторов, который наряду с другими может помочь найти такое решение. Слово «бизнес» характеризует вклад в успех предприятия в целом: ИТ-служба перестает быть какой-то секретной лабораторией. Словосочетание «какой нам нужен» означает, что информационные технологии рассматриваются как составная часть активов, определяющих конкурентоспособность компании. Речь идет об интеграции ИТ в жизнь бизнеса, начиная от предложения идей и расчета потребностей ИТ-службы и заканчивая переходом к мышлению в терминах бизнеса. Результатом этого является исключительно практическая направленность служб и отличное качество обслуживания всех, кто эти службы использует.

Формулировка задач в большинстве случаев звучит довольно обтекаемо и часто уходит своими корнями в далекое прошлое. Помните ли вы, в чем сейчас заключаются ваши задачи? Если нет, то соответствующие задачи, скорее всего, не решаются.

Представления характеризуют то, к чему нам хотелось бы стремиться, а задачи определяют пути, выбранные для достижения этих целей. Задачи, соответствующие представлению «Мы создадим условия для формирования такого бизнеса, какой нам нужен», можно трактовать следующим образом: «На основе нашего опыта использования технологий мы создаем добавленную стоимость всеми доступными нам способами». Четырнадцать слов, объединенные в хорошо запоминающуюся фразу.

Словосочетание «мы предлагаем» подразумевает заключение соглашения на основе доверия — представители бизнеса должны наладить партнерские отношения с ИТ-службой. «Добавленная стоимость» — это призыв проделать те или иные действия лучше, быстрее и по возможности дешевле. «На основе нашего опыта использования технологий» — напоминание о знаниях, которые необходимо поддерживать и расширять для получения этой стоимости. Словосочетание «всеми доступными нам способами» говорит о том, что внутри ИТ-службы и при общении с клиентами подобное отношение должно быть правилом, а не исключением.

Отказ от надоевшего старого представления и определения задач — дело хорошее. А жизнь с хорошим новым представлением и задачами — это путь к процветанию.

Брюс Стюарт — бывший генеральный директор компании MЕТА Group. Сегодня он работает консультантом. Электронную почту ему можно направлять по адресу bruce@bastewart.com

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями