В Huawei Technologies сформировали «музыкальную концепцию»

Пик мировых продаж музыкальных записей на компакт-дисках и других «традиционных» носителях (около 36 млрд. долл.) пришелся на 2000 год; с тех пор ежегодно доходы музыкальной индустрии снижались на 5-10%. В то же время доходы от продаж «мобильной» музыки, а также от распространения музыки через Сеть растут как на дрожжах. По прогнозу Juniper Research, к 2009 году оборот рынка музыкальных записей для «мобильников» составит 9,3 млрд. долл.

Сюй Сюемин: «В некоторых регионах продажи мелодий для мобильных телефонов уже превышают доходы от музыки на дисках и аудиокассетах»

Падение доходов звукозаписывающих компаний, вызванное упрощением технологий копирования, высоким уровнем пиратства и распространением пиринговых сетей, с одной стороны, и «потолок» доходности, который уже прочувствовали операторы услуг связи, — с другой, подталкивают медиаиндустрию к конвергенции с телекоммуникационной. В поисках новых источников дохода на рынок музыки для телефонов уже вышли такие операторы, как европейские Vodafon, O2 и корейский SK Telecom. Не отстают и производители телекоммуникационного оборудования, создающие соответствующие аппараты. «Пришло время задуматься о том, какой контент будет передаваться по построенным сетям связи, принося доход операторам», — считают в компании Huawei Technologies. «Оборудование для дополнительных услуг» стало одним из четырех основных направлений деятельности китайской компании наряду с сетевым, терминальным и оборудованием для мобильной связи. В первую очередь новыми «дойными коровами» станут интерактивный доступ к музыкальным библиотекам и мелодии для мобильных телефонов.

«Эра цифровой музыки начинается с сигнала ожидания», — заявил заместитель директора департамента продаж Huawei Павел Журавлев. Его в современных моделях также можно заменить на любой звуковое сообщение или мелодию. По словам директора департамента продаж Huawei Сюй Сюемина, в некоторых азиатских регионах продажи мелодий для мобильных телефонов уже превышают доходы от музыки на дисках и аудиокассетах.

Первыми массовые доходы от услуги CRBT (Color Ring Back Tone — «индивидуальный сигнал ожидания ответа») начали получать корейские операторы связи, использовавшие для этой цели решение локальных поставщиков и предоставившие своим абонентам доступ к музыкальным библиотекам через Internet, дабы не создавать дополнительной нагрузки на саму сеть связи. Их опыт Huawei учла при внедрении своего решения на Тайване. Сегодня услугой CRBT пользуются 80% абонентов ее тайваньского клиента — мобильного оператора, скачивая в среднем три мелодии в месяц стоимостью 1 долл. каждая.

Китайский ответ

В декабре 2005 года Huawei анонсировала программно-аппаратную платформу Total Digital Music (TDM) для интеграции музыкальных и медиаресурсов в телекоммуникационную среду, позволяющую операторам связи создавать новые услуги. Она предназначена для получения пользователем контента любого вида по любому каналу связи на любой терминал. Предполагается, что это решение станет связующим звеном между потребностями абонента, возможностями рынка и нуждами операторского и медиабизнеса.

Как утверждают в Huawei, Total Digital Music поддерживает все типы контента, включая изображения, музыку, видео, приложения, мелодии для мобильных, все каналы доступа и способы передачи данных (SMS, MMS, WAP, GPRS, HTTP) и любые терминалы (персональный и карманный компьютер, фиксированный терминал, мобильный или стационарный телефон). И клиент одновременно может слушать музыку, скачивать ее себе в MP3-плейер или на любой другой носитель и параллельно — на телефон, например, как мелодию вызова. Список услуг, которые оператор может предоставить пользователю с помощью TDM, ограничен только его фантазией, считают в Huawei, — от доступа к электронным библиотекам до записи мелодии самим пользователем с последующим выкладыванием ее в общий доступ для участия в музыкальных чартах. В Китае есть прецеденты заключения контрактов «самородков», обративших на себя внимание именно таким образом, со студиями звукозаписи.

Total Digital Music — концепция новая, однако на аппаратном уровне она представляет собой эволюционное развитие платформы CRBT. От своей предшественницы TDM отличается модулем управления контентом, а также модулем, позволяющим контролировать отношения оператора с обладателями авторских прав. Первое внедрение, которое будет полностью использовать возможности всех модулей TDM, будет запущено в феврале 2006 года в Китае.

По словам Журавлева, расцвет этого направления бизнеса ожидается с приходом сетей третьего поколения. Тем не менее в России CRBT-решение Huawei, включающее базовую функциональность TDM, уже опробовали в «МегаФоне» и «ВымпелКоме» (в МТС китайцев опередила NEC). В «МегаФоне» новая услуга стала второй по популярности после SMS.