В 2005 году количество спама увеличилось всего на 3-5%

«Индустрия спама в 2005 году стабилизировалась» — таков был основной тезис Анны Власовой, руководителя группы спам-аналитиков в «Лаборатории Касперского», на открытии Третьей национальной конференции «Проблема спама и ее решение».

По словам Власовой, спамерская индустрия структурировалась, выяснились возможности электронной почты как среды распространения рекламы, определилась тематика сообщений, для которой спам работает хорошо.

Анализ рекламных рассылок показывает, что наиболее популярной их темой являются приглашения на семинары, а уже на второй и третьей позициях стоят реклама порносайтов и фишинг.

Анна Власова: «В 2005 году спамеры не придумали ни одной новой технологии»

В то же время из рассылок практически пропали предложения дорогих товаров, таких как машины, недвижимость и маневровые тепловозы. Количество спама в электронной почте стабилизировалось в конце 2004 года на уровне 80% всего потока почтовых сообщений по всему миру, а доля писем с вирусами остается на уровне 7-8%.

Однако такой баланс сил вполне может быть нарушен. Например, спамом начали активно пользоваться политики, причем не только для очернения конкурентов, но и для собственной рекламы.

К тому же продолжилась криминализация спамерского бизнеса, в частности зафиксирована первая реклама легких наркотиков.

Да и сам бизнес на рассылках является уже практически криминальным, поскольку, по данным компании mail.ru, около 60% спама рассылается через зомби-сети, то есть с явным нарушением закона (в России это статья 274 УК).

Кроме того, порноресурсы, реклама которых стоит на втором месте после семинаров, часто используются для загрузки посетителям троянских программ и расширения зомби-сетей.

А номера кредитных карт, выманиваемые при помощи фишинга (третья по популярности тема спама), вводятся для оплаты аренды серверов для хостинга спам-генераторов, что позволяет этой индустрии находиться на своеобразном «самообеспечении».

Явная криминализация спам-индустрии в конце концов должна вызвать ответную реакцию у правоохранительных органов.

Причем по российским законам, в частности по закону «О рекламе», к ответственности можно привлечь не только рекламораспространителей, но и рекламодателей. Так, Антон Серго, создатель сайта «Интернет и право», отметил, что «нет ни одного спамерского письма, которое соответствовало бы российскому законодательству».

Сейчас готовится специальный закон о спаме, который направлен на борьбу с незапрошенными рекламными объявлениями. Вмешательство же государства в спам-индустрию и признание ее незаконным бизнесом может нарушить существующий баланс сил.

Впрочем, российская спам-индустрия еще не полностью криминальна. В частности, популярность приглашений на семинары, туристического и финансового спама показывает, что он по-прежнему работает как рекламный канал.

При этом, по словам Власовой, представители турфирм и организаторов семинаров даже любят получать спам, что позволяет им следить за действиями конкурентов. В западных же невостребованных рассылках, по данным компании Sophos, на первых позициях уже обосновались полулегальные отрасли — торговля лекарствами, услуги для взрослых и махинации с акциями.

Так что, пока российский бизнес и пользователи Internet воспринимают спам как возможный канал для проведения рекламных кампаний, спам будет безбедно существовать.

Снизить же его уровень, скорее всего, удастся тогда, когда законопослушные рекламодатели туристического, образовательного и прочих рынков будут вытеснены в соответствующие легальные рассылки, а против «серой» спамерской рекламы будут возражать правоохранительные органы.


Тематика спама

Распределение тематики русскоязычной мусорной почты в 2005 году, по данным компании «Лаборатория Касперского»: