Студенты МаГУ постигают технологии, методологии и инструментарий, предлагаемые компанией CA, и учатся их использовать в реальных проектах на ММК

Состояние и качество образования в России регулярно обсуждаются на всех уровнях – и в правительстве, и в самих вузах, и работодателями. Хроническое недофинансирование, долгое отсутствие внятной политики в этой сфере – все это за последнее десятилетие привело к возникновению ряда проблем, в частности обозначившейся тенденции к отставанию от общемирового уровня, недовольству работодателей подготовкой студентов и т. д. О том, как решаются эти проблемы в Магнитогорском государственном университете (МаГУ), рассказывает декан факультета информатики Эльмира Ипатова.

Часто сетуют на то, что ИТ-образование в России не удовлетворяет потребностям рынка.

В России прекрасная фундаментальная математическая школа, по-прежнему действует отлаженная система отбора талантливых детей через физико-математические школы, кружки и олимпиады. В Магнитогорске, к примеру, работает детский компьютерный центр, созданный на базе кадрового центра «Персонал» Магнитогорским металлургическим комбинатом совместно с МаГУ.В нем осуществляется начальная подготовка детей по компьютерным технологиям.

Эльмира Ипатова: «Необходимо привести российское образование в русло международных стандартов»

Студенты российских вузов побеждают на чемпионатах мира по программированию. Среди работодателей из сферы ИТ высоко ценятся выпускники МГУ, СПбИТМО, МФТИ, МГТУ. Однако в российской системе ИТ-образования есть проблема, вызванная сложившейся практикой обучения ИТ-специалистов, которая имеет явный перекос в сторону теории. Студенты получают огромное количество знаний, которые им вряд ли когда-либо пригодятся, но недополучают действительно необходимые им практические навыки. Это связано с тем, что преподавание фундаментальных наук с советских времен в вузах хорошо поставлено и отлажено, а преподавание дисциплин, связанных с информационными технологиями, до сих пор остается делом новым. К тому же, чтобы достичь удовлетворительного уровня, требуется вложить немалые средства в создание необходимой инфраструктуры, учебно-методических комплексов, обучение самих преподавателей. А финансов, выделяемых на сферу образования, недостаточно.

Есть и другая проблема. Мы живем в быстроменяющемся мире. В частности, стремительно развивается инструментарий. Встает вопрос, кого нам нужно готовить: либо специалистов, хорошо знающих фундаментальные науки, либо инструментальщиков. Этот вопрос вузами сегодня однозначно не решен.

Как вам видится решение этой проблемы?

Наши стандарты образования не соответствуют международным и не учитывают требований работодателей. У нас даже комплексная аттестация вуза производится на основании самооценки. А кто себя оценит плохо?

Выпуская продукцию на рынок, а студенты – это продукция, которую мы готовим четыре–шесть лет, мы должны четко знать, какой она должна быть. К сожалению, когда готовились отечественные стандарты образования, набор дисциплин, не всегда принимались во внимание требования работодателей, которые хотят получить специалиста, способного быстро адаптироваться к реальному рабочему процессу.

При формировании программы на факультете информатики МаГУ прежде всего учитываются требования работодателей. Факультет готовит специалистов по информатике и прикладной информатике в экономике. Кроме того, в июне мы получили лицензию на право подготовки по направлению «бизнес-информатика», образовательный стандарт которого более всего соответствует международным требованиям. Это привело к увеличению конкурса на факультет.

Учесть пожелания работодателя нам удается через систему дисциплин по выбору.

Насколько полно?

В полном обюеме эти требования учесть нельзя, так как требования работодателей разные, и к тому же они постоянно меняются. В какой-то степени нашему университету в этом отношении проще. Основным нашим работодателем является градообразующее предприятие – ММК и его дочерние предприятия. Комбинат за последние годы совершил рывок вперед не только в производстве металлопродукции, но и в области применения информационных технологий. Это повлияло на общий уровень внедрения ИТ в городе, потребовались соответствующие кадры в органы государственного и муниципального управления, налогообложения, правопорядка и социальной защиты, финансовые и экономические учреждения.

В подготовке наших студентов ММК принимает самое непосредственное участие. Комбинат – это как раз такой работодатель, у которого все, начиная от выпуска металла и заканчивая информационными технологиями, должно быть на уровне мировых стандартов. Нам повезло, что мы сотрудничаем с таким партнером. Именно за счет этого уровень требований в МаГУ очень высок.

Однако если говорить об общей ситуации, то мне неоднократно приходилось слышать, что работодателей не устраивает вузовская система обучения студентов, ориентированная на конкретные продукты, а не на технологии. На мой взгляд, учить надо базовым принципам, методологиям, технологиям и стандартам. Работодатели также недовольны отсутствием бизнес-составляющей образования. Это специфика России, то, чему у нас действительно плохо учат. Сказывается наследие советской системы – ориентация на подготовку исполнителей, работающих по принципу «сказали – сделал», то, что мы называем «эффектом отличника».

Отсутствие обучения логике бизнес-планирования – бич современного ИТ-образования, как раз то, что затем весьма отрицательно сказывается на жизнеспособности малого и среднего бизнеса. Редко кто из выпускников сегодня понимает, как составляется бизнес-план, как управлять проектом. Правда, в федеральном компоненте учебного плана для факультетов информатики есть дисциплина «управление проектами», но в очень малом обюеме – всего 27 аудиторных часов. За это время действительно научить управлять проектом невозможно. Курса лекций недостаточно; такую дисциплину студент может усвоить только через участие в реальных проектах. Кстати, проектом может быть все, что угодно, даже проведение новогоднего праздника или уборка территории института.

И какие реальные ИТ-проекты включаются в содержание образования в вашем университете?

Наши студенты участвуют в совместных проектах с ММК. Сотрудничаем мы в трех основных направлениях: портальные технологии, информационная безопасность и управление информационной инфраструктурой. Эти проекты тесно связаны с компанией Computer Associates. В области образования мы заключили тройственный союз, через который наши студенты постигают технологии, методологии и инструментарий, предлагаемые на рынке компанией CA, и учатся их использовать в реальных проектах на комбинате. Кроме того, опыт, приобретенный нашими студентами в проектах, применяется в построении ИТ-инфраструктуры образовательного процесса университета. В рамках созданной в МаГУ системы управления образовательным процессом решена проблема доступности учебно-методического материала. Образовательный портал мы рассматриваем как основу дистанционного образования. Для этого мы планируем довести проект до уровня, когда можно будет отслеживать индивидуальную траекторию каждого обучаемого, чтобы знать не только что изучает студент, но и как он это изучает.

Что касается направления информационной безопасности, то студенты и преподаватели МаГУ принимают участие в проекте, который недавно начат на ММК компаниями CA и «Оптима». Факультет ведет также другие проекты и научные исследования. За последние три года нашими студентами и преподавателями выиграно более двадцати грантов в области ИТ.

Наш союз с CA имеет глубокую подоплеку. Кроме подготовки специалистов по технологиям компании, университет взял на себя обязательство создать учебно-методический комплекс по использованию этих технологий. В перспективе мы хотим в отечественном ИТ-образовании занять сегмент, связанный с подготовкой специалистов в области управления ИТ-инфраструктурой, портальных технологий и отчасти информационной безопасности. Для нас это актуально, поскольку методических разработок в этом направлении пока нет, даже нет соответствующей дисциплины в федеральных программах, хотя потребность работодателей в специалистах, владеющих такими технологиями, очень большая. Мы в этом направлении работаем уже не первый год – у нас имеются учебные программы, методики, курсы лекций, лабораторные занятия.

До сих пор среди преподавателей нет единого мнения о том, насколько оправдан переход на трехступенчатое высшее образование.

Это нормальная ситуация, когда что-то меняется. Идет процесс выхода России в открытое образовательное пространство, и хотим мы этого или не хотим, но должны рассматривать образование не только как услугу для российских граждан, но предлагать и продвигать ее в других странах мира. Придерживаясь этого курса, Министерство образования РФ подписало Болонскую декларацию, направленную на унификацию общеевропейского образовательного пространства.

Согласно этой декларации высшее образование имеет несколько ступеней. Последними документами Министерства утвержден новый классификатор специальностей и направлений для всех ступеней образования – ОКСО 2005, он включает бакалавриат, специальность и магистратуру. Закончив бакалавриат, студент может пройти одногодичный курс специализации и получить звание «специалист», а для более углубленной подготовки – еще два года, чтобы стать «магистром».

Две последние ступени предполагают участие студентов в реальных проектах, востребованных на рынке, а также освоение дополнительных спецкурсов. Такое обучение должно проходить в плотном контакте с будущими работодателями.

Конечно, переход к общеевропейской системе образования приведет к изменению траектории обучения от линейной (все студенты обучаются по одним и тем же учебным планам) к нелинейной (индивидуальные учебные планы). Соответственно, возникает проблема доступности необходимого учебно-методического материала и индивидуализации учета выполнения учебного плана. Это влечет за собой и новые требования к качеству ИТ-услуг для образовательного процесса: повышение надежности, безопасности, защиты интеллектуальной собственности.

В каких еще преобразованиях, по вашему мнению, нуждается отечественная высшая школа?

Необходимо привести российское образование в русло международных стандартов. В частности, я имею в виду стандарт CC2001 (Computing Curricula – «Рекомендации по преподаванию информатики в университетах»), определяющий для базового ИТ-образования требования к обюему знаний, профессиональной подготовке, педагогическим стратегиям построения учебных программ, содержанию учебных курсов.

В стране сложилась группа экспертов, возглавляемая деканом факультета бизнес-информатики ГУ–ВШЭ Виктором Никитиным, которая, опираясь на требования CC2001, активно участвует в формировании номенклатуры специальностей в ИТ-образовании, пока не соответствующей мировым стандартам. В России сейчас ИТ-специальностей чересчур много. Более того, содержательно они очень близки друг другу. Я полностью поддерживаю идею пересмотра структуры специальностей. Необходимо серьезно поработать над их содержанием.

Министерство образования взялось за реализацию проекта, направленного на создание и развитие единой образовательной среды. Программа эта многоцелевая, и главная задача заключается вовсе не в том, чтобы просто оснастить компьютерами вузы, но чтобы их использовать для модернизации системы российского образования. Участие институтов в этой программе добровольное. Однако если вуз стремится оставаться на плаву, то лучше принимать в ней участие. Многое зависит и от нас самих – преподавателей, сотрудников и студентов: под лежачий камень и вода не течет.