«Открытые системы»

Участники конференции по системам Business Intelligence считают, что российский рынок созрел для бизнес-аналитики

Конференцию по системам бизнес-аналитики аналитическая компания IDC и издательство «Открытые системы» проводят в третий раз. В этом году она состоялась 30 ноября в Москве и входила в серию мероприятий IDC Business Intelligence Roadshow CEE 2005, которые с сентября по декабрь проходят в городах Центральной и Восточной Европы. Конференция «Business Intelligence: результативность использования технологий и приложений» оказалась беспрецедентной по количеству участников и насыщенности программы среди ставших традиционными ежегодных совместных форумов IDC и «Открытых систем». И что самое примечательное, значительную часть весьма внушительного списка докладов составили выступления представителей российских компаний — заказчиков BI-систем. Как отметил на открытии конференции региональный директор IDC по России и странам СНГ Роберт Фариш, два года назад сама организация такого мероприятия вызывала определенные сомнения, поскольку не было уверенности, что тема будет представлять интерес для российского бизнеса. Сегодня же количество желающих поделиться опытом внедрения BI-систем в России превысило возможности организаторов: по данным IDC, в прошлом году отечественный рынок BI вырос на 40%.

Классика жанра

Менеджер по ИТ-консалтингу IDC CEMA Торбен Педерсен предложил начать с определений. Действительно, сейчас не так просто дать однозначную трактовку понятию «системы Business Intelligence». Эта категория программных продуктов включает как базовый инструментарий для создания хранилищ данных, так и приложения высокого уровня, которые используют подготовленную информацию из хранилищ для анализа бизнеса, в том числе сравнительно новые классы систем управления производительностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), управления корпоративной производительностью (Enterprise Performance Management, EPM) и мониторинга бизнес-операций (Business Activity Monitoring, BAM). По данным IDC, в прошлом году объем мирового рынка BI составил 15 млрд. долл. Решения Business Intelligence входят в десятку высших приоритетов ИТ-директоров, что неудивительно, поскольку они позволяют анализировать деятельность компании в самых разных аспектах, оценивать возможные риски и на этой основе принимать взвешенные управленческие решения, прогнозировать развитие бизнеса и в конечном итоге повышать его эффективность. По мнению Педерсена, с точки зрения технологий решения BI больше не рассматриваются как изолированные системы: при их выборе и внедрении на первое место выходят задачи интеграции в существующую ИТ-инфраструктуру, возможности доступа к данным в средах совместной работы пользователей, проблемы обеспечения безопасности.

В работе конференции принял участие легендарный Билл Инмон — автор концепции хранилищ данных, обнародованной в 1989 году, и крупнейший мировой специалист в этой области

Центральное место в комплексе аналитических технологий занимают хранилища: в них данные аккумулируются из различных оперативных систем организации, систематизируются и приводятся к виду, пригодному для анализа. В работе конференции принял участие легендарный Билл Инмон — автор концепции хранилищ данных, обнародованной в 1989 году, и крупнейший мировой специалист в этой области. В своем докладе он подчеркнул, что успех проектов по реализации систем BI зависит от двух важнейших нетехнологических факторов. Во-первых, учитывая потенциал этих решений для бизнеса, инициатива их внедрения должна исходить именно от бизнес-руководителей компании, а не от ИТ-директоров. Во-вторых, появление хранилищ данных связано с изменениями в культуре работы с корпоративной информацией: все департаменты должны осознать свой вклад в единую копилку данных, а не конкурировать друг с другом.

По данным IDC, в последнее время в мире среди бизнес-целей использования решений BI начинает преобладать стремление ускорить возврат инвестиций в информационные системы и способствовать повышению прибыльности компании за счет снижения затрат на работу с данными. На простых примерах Инмон продемонстрировал, что внедрение хранилища данных способно обеспечить высокий показатель ROI. Основываясь на опыте своих многочисленных проектов по реализации хранилищ данных, Инмон утверждает, что выполнение базовых аналитических функций — поиск нужной информации в корпоративных приложениях, ее сбор, интеграция и составление отчета — в отсутствие хранилища будет стоить компании от 25 тыс. долл. до 1 млн. долл., в зависимости от масштабов информационной системы. Построение хранилища, которое берет на себя задачи поиска, консолидации и стабилизации данных, позволяет снизить затраты на получение аналитического отчета до 250-10 тыс. долл. Конечно, нужно иметь в виду и немалые расходы на создание хранилища данных, но они быстро окупаются, если в компании стоит задача всестороннего анализа своего бизнеса.

Не менее важен и фактор времени: без хранилищ на получение аналитической информации уходит от нескольких месяцев до года, с ними — от 30 минут до двух недель. Другие стратегические преимущества хранилищ, которые выделяет Инмон, — это интеграция данных из разных источников, позволяющая получить максимально полную картину по проблемной области (например, о клиентской базе компании), и хранение исторических данных, в том числе за долгие периоды времени, что дает возможность лучше оценить тенденции в развитии бизнеса.

Поставщики

Мировой рынок средств BI сегодня чрезвычайно насыщен, быстро растет и отличается высоким уровнем конкуренции. На конференции был представлен широкий спектр продуктов, начиная с предложений таких метров технологий баз данных и аналитики, как IBM, Oracle и Sybase, до совсем новых имен, по крайней мере для российских заказчиков. Среди них, например, фирма Sunopsis, которую в России представляет компания S&T. Программное обеспечение Sunopsis позволяет использовать нетрадиционные подходы к базовым функциям подготовки данных к анализу, известных под аббревиатурой ETL — извлечение (Extract), преобразование (Transform), загрузка в хранилище (Load). К этой же категории относятся решения компании Informatica, которая, как утверждают ее представители, в 1996 году выпустила первую в мире промышленную платформу ETL. Еще один новичок российского рынка, компания Panorama Software, предлагает средства бизнес-аналитики, в том числе возможности анализа, составления отчетов и мониторинга производительности бизнес-процессов, на платформе Microsoft.

Среди важнейших тенденций рынка BI аналитики поставщики выделяют растущий интерес к анализу производительности бизнес-операций практически в реальном времени, интеграцию возможностей BI в бизнес-процессы и в связи с этим необходимость вовлечения в аналитическую деятельность всех сотрудников компании. О важности того, чтобы сделать работу с хранилищами данных доступной конечным пользователям, говорил и Инмон. Как это можно реализовать, демонстрирует один из лидеров рынка, компания Business Objects. В представленной на конференции новой версии интегрированной BI-платформы Business Objects XI Release 2 имеются такие возможности, как intelligent question — средство получения ответа на аналитический запрос по принципу простого поиска, дискуссионный Internet-форум для обсуждения аналитических отчетов с коллегами, Live Office XI — средство интеграции отчетов в среду Microsoft Office, информационная панель Dashboard Manager XI для топ-менеджеров и др. В целом разработчики новой версии ставили задачу донести возможности BI до тех 85% сотрудников компаний, которые остаются вне аналитических процессов главным образом из-за сложности программных инструментов BI.

Потребители

Оперативный анализ производительности бизнеса — горячая тема в технологическом развитии средств BI, которая, однако, пока не доминирует в конкретных воплощениях аналитических систем. Исследования IDC свидетельствуют, что основной причиной приобретения приложений BI остается необходимость улучшить доступ к данным, рассредоточенным по множеству различных бизнес-систем. Это подтверждают и прозвучавшие на конференции «истории успеха» российских заказчиков, которые в основном были посвящены реализациям хранилищ данных с базовой аналитической функциональностью на их основе.

Администратору торговой сети (АТС) оптового рынка электроэнергии (предприятие, которое занимается организацией оптового рынка электроэнергии в России) внедрение хранилища данных и аналитической отчетности на платформе Oracle позволило автоматизировать одну из своих основных функций — предоставление информации участникам рынка. В компании «Детский мир» хранилище данных на базе Oracle в совокупности со средствами оперативной аналитической обработки и отчетности от Cognos обеспечили эффективную консолидацию данных из оперативных систем по всем магазинам быстрорастущей сети, которая уже сейчас включает 20 торговых точек в Москве и магазины в десяти регионах и планирует в будущем году расширяться до 50 филиалов по всей России.

В пивоваренной компании «Балтика» необходимость хранилища также стала очевидна в связи с быстрым ростом бизнеса и потребностью в едином согласованном источнике информации, причем не только из оперативных систем, но и из внешних аналитических баз, для консолидированных отчетов о бизнес-операциях. Решение построено на основе технологий баз данных и оперативной аналитической обработки Micorosft и аналитической системы российского разработчика, компании Digital Design. По словам руководителя группы систем поддержки принятия решений «Балтики» Андрея Юрганова, хранилище данных стало для компании «средством познания самой себя», поскольку пользователями аналитических решений являются сотрудники практически всех подразделений. Проект вскрыл и ряд серьезных проблем, на которые надо обращать внимание в подобных внедрениях, в том числе очень большие затраты на организацию жесткого контроля достоверности данных при загрузке в хранилище, а также повышение рисков утечки стратегически важной для бизнеса информации, которая оказывается сосредоточена в одном месте в удобном для восприятия виде.

В «Детском мире» и «Балтике» одной из важных перспектив развития аналитических возможностей реализованных решений считают организацию целевого маркетинга благодаря консолидации всей информации о клиентах компании. Анализ клиентской базы и организация на его основе эффективных маркетинговых кампаний — одно из направлений использования аналитических приложений компании MicroStrategy у известного производителя мясной продукции «Кампомос». А в «ВымпелКоме» аналитический комплекс на базе СУБД Oracle, средств ETL от Informatica, инструментария OLAP и средств построения отчетности Business Objects рассматривается как инструмент для постепенной трансформации целевого маркетинга, сфокусированного на определенных группах клиентов, в маркетинг интерактивный, когда уникальные предложения будут формироваться для конкретного абонента сотовой сети «Билайн». При построении хранилища данных объемом 17 Тбайт компания использовала отраслевую модель данных IBM для телекоммуникационной индустрии. «ВымпелКом» рассчитывает в течение года окупить затраты на запущенную в мае систему и строит планы на ближайшее будущее, включая внедрение новой версии платформы Business Objects.