Что думают отечественные руководители о компьютерных и телеком-брэндах

Каких только исследований не проводилось на российском ИТ-рынке. Солидные зарубежные аналитики и их отечественные коллеги, казалось бы, изучили и систематизировали все, что можно, — от лидеров в каждом более или менее значимом сегменте до долей этих сегментов в ВВП страны. Однако компания Market-Visio обнародовала результаты опроса, аналогов которому, похоже, еще не было. На этот раз объектами исследования стали не суммы прибыли и единицы продукции, а… прилагательные и наречия, которые приходили в головы руководителям московских и петербургских предприятий при упоминании того или иного брэнда. Впрочем, обо всем по порядку.

Наталья Горина: «Лучше всего россияне знают потребительские брэнды, а хуже всего — производителей ПО для бизнеса и поставщиков услуг»

Полное название вышеупомянутого исследования — «Брэнд-имидж ИТ- и телеком-компаний на российском рынке», а его главная цель — выяснить, какие брэнды знает и помнит рынок, что он знает про эти брэнды и как к ним относится. Субъектами изучения стали 628 предприятий крупного, среднего и малого бизнеса (численностью более 100 человек), специализирующиеся в более чем 20 отраслях. В рамках исследования было опрошено 336 ИТ-руководителей, 116 ИТ-специалистов, 97 генеральных, финансовых и коммерческих директоров, а также 79 конечных пользователей — сотрудники отделов продаж, закупок, маркетинга и др. Большинство респондентов (55%) представляли столичные компании, остальные — предприятия Санкт-Петербурга.

Насколько полно и точно такое исследование отражает реальную ситуацию, сказать трудно, однако, как утверждают в Market-Visio, выборка является репрезентативной, а погрешность находится в пределах допустимой нормы. Поэтому, по словам ведущего аналитика Market-Visio Consulting Натальи Гориной, результаты исследования будут интересны как маркетологам, сотрудникам отделов рекламы и специалистам по работе с партнерами, так и руководителям отделов продаж и стратегического планирования, а также бизнес-руководителям компаний.

«Зачастую оценку брэнд-имиджа путают с оценкой удовлетворенности клиентов, а исследования имиджа проводятся для решения внутренних задач компании и недоступны широкой ауди?тории», — заявила Горина. Поэтому, по ее мнению, крупные вендоры нуждаются в доступной независимой экспертизе компаний — потенциальных партнеров, причем не в отдельных сегментах, а по рынку в целом.

Своих героев страна не знает…

Первой частью исследования стало изучение спонтанной осведомленности потребителей о наиболее активных участниках рынка ИКТ, которое показало, какие брэнды наиболее известны рынку. Результаты показали, что производителей потребительских товаров рынок помнит больше, чем поставщиков услуг Internet или мобильной связи, иностранные компании известны больше российских, а границы рынков системной интеграции и ИТ-услуг размыты настолько, что рынок не имеет представлений об игроках. Так, значительная часть конечных пользователей затруднилась назвать хотя бы один брэнд из таких сегментов, как ERP-решения (42,2%), системная интеграция (46,3%), ИТ-услуги и ИТ-аутсорсинг (54,1%), CRM-решения (54,3%) и ИТ-консалтинг (58,9%).

Кроме того, пользователи часто помнят поставщика или продавца техники (или программного решения, услуги и т. д.), но не сам продукт. Зато некоторые брэнды, уже не существующие на рынке, россияне помнят достаточно хорошо — в основном благодаря их продуманным рекламным кампаниям. Еще один любопытный момент — смутное понимание позиции брэнда на рынке: например, по мнению 20 респондентов, HP занимается выпуском цифровых видеокамер, а «Комбеллга» является известным поставщиком услуг бизнес-консалтинга и ИТ-аутсорсинга, мобильным оператором, системным интегратором.

… и не любит

После того как аналитики определили, какие брэнды россияне знают (около 100 фирм в 22 сегментах), они приступили к выяснению того, что опрашиваемые об этих компаниях думают. Для этого респондентам было предложено дать описание восприятия имиджа исследуемых брэндов при помощи различных прилагательных. Оказалось, что в целом к вендорам рынок относится лояльно, при этом наиболее положительные эмоции вызывают потребительские брэнды, а также крупнейшие ИТ-игроки. Также положительные эмоции вызывает упоминание названий системных интеграторов.

А вот к российским компаниям отношение у опрошенных неоднозначно. Опыт общения с локальными поставщиками ИТ-услуг является в целом положительным, а вот мнение о производителях вычислительной техники в целом скептическое. Самые же негативные ассоциации вызвали программные решения и системы комплексной автоматизации. Почему — аналитики ответа не дают. Возможно, это вызвано слабой осведомленностью об этом сегменте как таковом: например, под решениями в области ERP и CRM многие респонденты понимали… каталоги и базы данных.

В итоге самыми «хорошими» для россиян компаниями оказались HP, Intel, Nokia, Microsoft и Sony — они лидируют в таких категориях, как «наиболее нравящиеся брэнды», «высококачественные брэнды», «брэнды, задающие тенденции развития» и т. д. Из отечественных компаний титулов лишь в двух номинациях — «наиболее надежный партнер» и «наиболее динамично развивающиеся компании» — удостоились только телекоммуникационные брэнды — МТС, Skylink и «МТУ-Интел». Что же касается «антилидеров» в этих же категориях, то почти все представленные в них брэнды — российские, причем упоминались как производители оборудования и операторы связи, так и интеграторы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями