DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия

Технологическая зависимость мешает Тайваню играть более активную роль на мировом рынке оптических накопителей

Подписанный в середине ноября меморандум о взаимопонимании между двумя японскими корпорациями, Sony и NEC, не произвел в Тайбэе эффекта разорвавшейся бомбы, но при этом все же вызвал некоторое оживление в той части здешней ИТ-индустрии, которая располагает собственными производственными мощностями по изготовлению оптических накопителей. Sony и NEC объявили о намерении создать совместное предприятие. Сферами его деятельности станут разработка, производство и маркетинг оптических систем хранения данных, включая взаимодействие с поставщиками готовых систем. Начало работы новой компании, согласно меморандуму, намечено на первое апреля 2006 года. Доля Sony в этой компании должна составить 55%, NEC — оставшиеся 45%.

В 2004 финансовом году, как было указано в меморандуме Sony и NEC, бизнес, связанный с оптическими накопителями, суммарно принес этим компаниям около 220 млрд. иен, что с учетом тогдашнего курса японской национальной валюты в пересчете дает примерно 2 млрд. долл. Естественно, перспектива появления всего лишь через несколько месяцев столь мощной компании, аккумулирующей в себе ресурсы двух японских промышленных гигантов, не могла остаться на Тайване незамеченной.

Тайваньские компании играют, безусловно, одну из ключевых, но не доминирующую роль на мировом рынке оптических накопителей. По данным DigiTimes Research, их доля в последние полтора года колеблется около отметки 40%, хотя по некоторым типам устройств (в частности, это дисководы CD-ROM и CD-RW, относящиеся к ранним стадиям технологического прогресса в данной области) она несколько выше и иногда даже приближается к 60%. Рейтинги отдельных компаний логично дополняют эту картину. По оценкам аналитиков японской компании TSR, в первой половине 2005 года по объемам продаж оптических накопителей стандартного размера тайваньская компания Lite-On IT заняла третье место с долей рынка 18,3%, PBDS (совместное предприятие Philips и BenQ) — четвертое (9,3%), ASUSTeK — седьмое (2,4%). Среди поставщиков slim-устройств на третьем месте обосновалась компания Quanta Storage с долей рынка 10,7%.

Нынешнее положение дел с производством оптических накопителей тайваньскими компаниями (сами заводы в основном располагаются в континентальном Китае) можно охарактеризовать как стагнацию. В тайбэйском центре маркетинговых исследований Market Intelligence Center прогнозируют, что объем поставок оптических накопителей тайваньскими компаниями увеличится в нынешнем году на 5% по сравнению с 2004 годом и превысит 110 млн. штук. Однако в денежном выражении, согласно прогнозу Центра, объем продаж не увеличится, а уменьшится — примерно на 3%, составив около 3,4 млрд. долл.

Несмотря на то что индустрия производства оптических накопителей на Тайване сравнительно молода, она так же, как и другие сегменты здешней ИТ-отрасли, ощущает на себе железную хватку призрака консолидации. Бум интереса к оптическим накопителям случился на Тайване на рубеже смены тысячелетий, во многом благодаря производителям материнских плат, стремившимся к расширению своих продуктовых портфелей. Многих на этом пути ждало жестокое разочарование: изменившаяся конъюнктура рынка значительно сократила простор для маневра, и в результате инвестиции в создание собственных производственных мощностей для выпуска оптических накопителей, по сути, превратились в деньги, выброшенные на ветер. Среди тех, у кого не заладились дела на рынке оптических систем хранения данных, можно упомянуть, например, такие компании, как MSI и AOpen.

Трудности тайваньских компаний, впрочем, нельзя списывать только на неблагоприятную конъюнктуру рынка, тем более что в последнее время заметны признаки ее улучшения. Слабость здешних производителей оптических накопителей состоит еще и в технологической зависимости: ключевые компоненты устройств поставляются им преимущественно японскими компаниями. В частности, головки чтения-записи закупаются в основном у Sanyo, Sony, Sharp и Hitachi.

Технологическая зависимость имеет одну неприятную сторону — тайваньским компаниям, как правило, отводится второстепенная роль за столом переговоров при обсуждении перспективных технологий и форматов. Как следствие, в столкновениях интересов, подобных затянувшейся войне технологий Blu-ray и HD-DVD, тайваньские игроки вынуждены занимать пассивную позицию, поддерживая одну из сторон, а чаще — всех участников конфликта, дабы впоследствии гарантированно избежать серьезных неприятностей в диалоге с победителем. И хотя древняя китайская традиция (многим у нас известна эта трактовка классической «Книги перемен» — «И Цзин»), говорит, что пассивная позиция перетягивает две активные и переворачивает всю ситуацию в целом в свою пользу, в данном случае это правило не вполне действует. Или действует, но слишком медленно, в то время как тайваньским производителям хотелось бы, чтобы ситуация в их пользу менялась быстрее. Подтверждением подобных устремлений можно считать попытки популяризации разработанного на Тайване формата FVD (Forward Versatile Disk), основанного на применении красного лазера — в противовес технологиям Blu-ray и HD-DVD (обе они предусматривают использование синего лазера), но аналогично CD и DVD. Попытки эти, правда, пока особого успеха не имели.

Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии

Ноябрьский меморандум Sony и NEC многие расценили как важный шаг к примирению между сторонниками Blu-ray и HD-DVD, поскольку Sony играет одну из ведущих ролей в Blu-ray Disc Association, а NEC является одним из разработчиков HD-DVD (впрочем, Sony — еще и один из основателей DVD Forum, отраслевой ассоциации, поддержавшей HD-DVD). О необходимости такого примирения говорилось уже давно, в том числе и самими оппонентами, но реальные их шаги свидетельствовали скорее о взаимном неприятии позиций, нежели о готовности к компромиссу. Масла в огонь подлило и недавнее совместное заявление Microsoft и Intel в поддержку HD-DVD. Подкрепленное последующей критикой Билла Гейтса в адрес Blu-ray, оно вызвало настоящий шок в лагере сторонников этой технологии. Среди пострадавших оказалась, к примеру, компания BenQ, которая практически весь год усердно демонстрировала свою приверженность формату Blu-ray Disc.

В Lite-On IT, в отличие от BenQ, поступили более расчетливо, отрядив своих представителей для работы как в Blu-ray Disc Association, так и в DVD Forum (BenQ входит только в первую из этих двух организаций). В Тайбэе считают, что образование совместного предприятия Sony и NEC может принести Lite-On IT новые OEM-контракты. Но может и не принести — если японские ИТ-мастодонты будут уповать на собственные производственные мощности. Это будет худшим вариантом не только для Lite-On IT, но и для Тайваня в целом, хотя и при таком раскладе у здешних производителей все равно останется шанс отыграть назад утраченные позиции. Останется, потому что производством оптических головок чтения-записи заинтересовались свои доморощенные ИТ-тяжеловесы — Foxconn (в 2004 году к этой компании отошли китайские предприятия Dominant Elite Holdings, принадлежавшие одной из дочерних компаний Thomson), Sampo и Tatung. Технологическую зависимость это пока не отменяет, но потенциально может серьезно усилить роль Тайваня в индустрии оптических систем хранения данных.