«Директор информационной службы»

Требования бизнеса к собственной информационной инфраструктуре в 2005 году изменились

«Время нынешнего поколения ИТ-приложений уходит, им на смену идут новые подходы в обеспечении поддержки бизнеса», — заявил Яри Вялимяки, директор компании Gartner Consulting в России и Финляндии на двенадцатом российском CIO-форуме.

По мнению бизнес-руководителей, ИТ-службы, не являясь достаточно гибкими, сильнее всего тормозят процессы изменений в компаниях. А приложения плохо подстраиваются под требования бизнеса, и таким образом не оправдывают существующих ожиданий. С этим не согласны менеджеры среднего звена, утверждающие, что развитию бизнеса больше всего препятствует недостаточно развитая корпоративная культура. Очевидно, что информационные технологии должны подстраиваться под бизнес, но и бизнес, в свою очередь, должен понимать, что можно требовать от ИТ, а чего нельзя.

Опросы руководителей информационных служб показали, что в 2005 году произошли коренные сдвиги в требованиях бизнеса к ИТ: от сокращения операционной стоимости (это требование доминировало в 2002-2004 годах) к максимальной поддержке бизнес-процессов и процессов принятия решений руководителями всех уровней. Этим, в частности, обусловлен ежегодный 15-процентный рост рынка программных систем класса CPM (Corporate Performance Management). В свою очередь, поставщики также видят возрастающий интерес к этим системам и инвестируют в развитие их возможностей. В настоящее время эти программные продукты являются «черными ящиками»: показывают только конечные результаты своей работы и не позволяют видеть промежуточные. Однако уже через несколько лет, как считает Вялимяки, ситуация изменится, что поможет повысить эффективность управления бизнесом.

Около 75% ИТ-решений, которые используются сегодня компаниями для автоматизации своей деятельности, разработано сторонними производителями. Естественно, эти решения не полностью учитывают требования каждой конкретной организации, и их приходится перестраивать, иногда очень серьезно. В 2008 году появится новый тип приложений, который позволит более гибко осуществлять изменения бизнеса и будет гораздо больше соответствовать требованиям руководства компаний. В Gartner принято называть их «инструментами для оркестровки» остальных решений.

Ожидается также, что ИТ-приложения будут гораздо эффективнее использоваться для развития бизнеса. К 2010 году 15% предприятий будут применять информационные системы как основную движущую силу в реализации своих стратегических планов. В первую очередь это касается поддержки инновационных продуктов. Такие организации уже начинают появляться, и их деятельность более эффективна, чем у остальных.

Еще одна тенденция, подчеркиваемая Gartner, состоит в переходе компаний от практики управления отдельными приложениями к управлению их портфелем. Делается попытка как увеличения их гибкости, так и снижения стоимости владения. Речь идет не о покупке лицензий, а о полном пакете консультационных услуг. Благодаря этому, как можно рассчитывать, работа по управлению приложениями упростится, но на первое место выйдет искусство грамотного выстраивания отношений с поставщиками услуг.