Western Digital избавляется от ПК-зависимости и не спешит увеличивать плотность записи

Как все игроки ИТ-рынка, которым удается стабильно получать прибыль в течение последних нелегких лет, Western Digital любит отчитываться о финансовых результатах. В первом квартале 2006 финансового года, завершившегося 30 сентября, оборот компании составил 1 млрд. долл., на 23% выше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом продано на 20% больше накопителей (17,1 млн.), в том числе производителям мобильных компьютеров отгружено более миллиона 2,5-дюймовых жестких дисков семейства Scorpio и около 1,3 млн. 3,5-дюймовых накопителей отправились к производителям персональных и цифровых устройств видеозаписи.

Клаас де Вос: «Вскоре на рынке жестких дисков останется только три игрока, Seagate и WD в этой тройке будут наверняка»

По сравнению с 2004 годом мировые продажи жестких дисков выросли в 2005 году с 305 млн. до 378 млн. штук. По объему производства WD занимает второе место в мире после Seagate, а по выручке уступает второе место Hitachi, выпускающей больше дорогих 2,5-дюймовых и SCSI-накопителей.

За последние полтора года WD выкупила примерно 7,8 млн. своих акций на сумму 75 млн. долл. Также свободные средства, размер которых на конец 2005 года составлял 598 млн. долл., используются для инвестиций в новые технологии и развитие производства. В 2005 финансовом году два этих направления финансировались приблизительно в равном объеме — свыше 200 млн. долл. в каждое. Расходы на исследования и разработки и капитальные вложения в четыре завода компании увеличены по сравнению с 2004 годом более чем на 100 млн. долл.

От ПК к ноутбукам и бытовой электронике

Главная забота WD на сегодня — уменьшение зависимости от рынка персональных компьютеров. Этот процесс идет относительно успешно. Если в начале 2005 финансового года доля жестких дисков для ноутбуков, корпоративных систем и бытовой электроники составляла 20% выручки WD, то в первом квартале 2006 года этот показатель составил уже 25%. Однако на рынке совокупная доля этих сегментов выросла с 48% в 2004 году до 58% в 2005 году. И аналитики прогнозируют, что к 2008 году персональные компьютеры будут потреблять лишь треть произведенных в мире жестких дисков.

По данным TrendFocus, потребность в жестких дисках для персональных компьютеров сохранится на уровне 15 млрд. долл., при этом общий объем рынка накопителей на жестких дисках в 2006 году вырастет до 30 млрд. долл., а к 2008-му превысит 35 млрд. В основном это произойдет за счет увеличения доли 2,5-дюймовых дисков для ноутбуков, накопителей для бытовой электроники и КПК размером 1,8, 1,0 и 0,85 дюйма, а также 3,5-дюймовых дисков для видео, телеприставок и игровых систем. Продажи накопителей корпоративного класса с интерфейсами Serial ATA, SCSI и Fibre Channel также будут расти, но не так стремительно (WD в этих сегментах не работает).

Аналитики IDC отмечают, что в течение последних пяти лет только трое ведущих поставщиков жестких дисков для персональных компьютеров и мобильных устройств стабильно и явно наращивают свою долю рынка: Seagate, WD и Samsung. Их доли на первый квартал 2005 года составляли приблизительно 27, 21 и 10% соответственно. Доля Maxtor, которая не выпускает накопителей для ноутбуков, сократилась до 16%. Hitachi также постепенно теряет свою долю в этих сегментах (14%), отдавая ее тройке самых динамичных конкурентов, а доля Toshiba стабильно держится на уровне 5%. Немного подросла доля Fujitsu, но пока она не превысила тех же 5%.

«Вскоре на рынке жестких дисков останется только три игрока. Seagate и WD в этой тройке будут наверняка», — полагает вице-президент WD по продажам в Европе, Африке и Азии Клаас де Вос.

При этом компания не торопится увеличивать плотность записи, что экономит ей средства, направляемые на обеспечение гарантийных обязательств (WD тратит на это 1,3% оборота, Seagate — 1,5%, а Maxtor — 4,6%, именно она первой перешла от плотности записи 40 Гбайт к 80 Гбайт на пластину и больше других пострадала от увеличения затрат на сервис). Поэтому WD не спешит увеличивать плотность записи до 160 Гбайт на пластину и намерена оставаться на освоенных два года назад 80 Гбайт, пока это позволяет ситуация на рынке. Тем не менее вскоре WD планирует переход на магниторезистивные головки и технологии перпендикулярной записи.

Еще одна тенденция, отмеченная аналитиками TrendFocus, — резкий рост потребления магнитных головок, остававшийся стабильным в течение трех лет. При этом основные поставщики Alps Electric и SAE/TDK не объявляли о планах по расширению производственных мощностей, так что производители накопителей нынче озабочены обеспечением объема поставок. WD, которая закрывает большую часть своих потребностей в магнитных головках собственным производством, это на руку.

Очередной анонс новых продуктов WD запланировала на февраль—март будущего года. Среди них будет новый Raptor, более емкий (150 Гбайт) и быстрый (10 тыс. оборотов в минуту), чем его предшественник, а в линейке 2,5-дюймовых дисков появятся модификации на 100 и 120 Гбайт. Кроме того, наконец, ожидается выпуск однодюймового накопителя, начать производство которого планировалось еще в этом году. Процесс переориентации части мощностей по выпуску дисков 2,5 дюйма на производство однодюймовых накопителей и наладка массового производства заняли больше времени, чем предусматривалось год назад, пояснил да Вос.

«У флэш-накопителей тоже есть свой рынок, но все, что стоит дороже 50 долл. и имеет емкость выше 80 Гбайт, будет отдано жестким дискам малого формфактора», — считает он.

Смена «головы»

В московском офисе WD сегодня работает пять человек. Возглавлявший офис Игорь Фроликов в сентябре 2005 года покинул компанию. Новым директором по продажам WD в России и СНГ стал Андреас Кип, ранее занимавший пост вице-президента по развитию в одной из европейских дистрибьюторских компаний и постоянно проживающий в Мюнхене.

Число дистрибьюторов, которое в прошлом году WD намеревалась сократить (см. «Под знаком ?Скорпиона?», Computerworld Россия, № 43, 2004), в результате организационных перемен осталось практически неизменным, если не считать «естественной убыли» (такой, как «Аэртон»), дистрибьюторский статус WD имеют пять компаний. Перечень российских OEM-партнеров держится в секрете. В ближайшие планы нового руководства входит начало сотрудничества со среднеазиатскими государствами из числа бывших союзных республик.

Его оценка перспектив российского бизнеса WD и локальной конкурентной среды весьма оптимистична, несмотря на то что соотношение цена/качество очень неплохое у всех лидеров рынка. С точки зрения Кипа, у Seagate, главного конкурента WD на российском рынке, слишком узкое «окошко», чтобы обслуживать всю страну, а Samsung не предоставляет клиентам нужные объемы продукции так стабильно, как это делает WD. При этом, отметил де Вос, такая гигантская компания, как Samsung, при желании могла бы даже скупить многих своих конкурентов, но пока расставляет для себя приоритеты иначе.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями