«Открытые системы»

Один из крупнейших поставщиков программных решений объявил о миграции в сторону сервисной архитектуры. А сервисы должны использоваться для описания бизнес-процессов
Свен Люкерт: «SAP находится на третьем этапе эволюции от монолитных систем к сервисным системам»

В рамках мирового турне SAP NetWeaver Technology Tour 2005 в Москве прошел «День технологий SAP NetWeaver», собравший 300 топ-менеджеров ведущих отечественных и зарубежных компаний. Суть обсуждаемых вопросов свелась к интеграции бизнес-процессов на базе технологической платформы SAP NetWeaver и развитию концепции сервис-ориентированной архитектуры.

К числу несомненных достоинств SAP следует отнести то, что эта компания вводит новые технологии (в данном случае — сервисы) только тогда, когда отчетливо понимает, что за ними стоит. Подобная «неспешность» вполне естественна для компании, которая продает «тяжелые» решения: во всем мире у нее немногим более 1,5 тыс. клиентов, но при этом она на втором месте по темпам роста среди ведущих игроков софтверного рынка.

Характеризуя направленность конференции, генеральный директор SAP CIS Алексей Шлыков подчеркнул, что она «дает возможность не только поделиться опытом и знаниями о проектах внедрения NetWeaver, но и узнать о том, как кардинальное изменение ИТ-ландшафта предприятия может стать источником достижения конкурентных преимуществ, внедрения инноваций и оптимизации бизнес-процессов».

С изложением основных положений нового видения платформы SAP NetWeaver выступил Свен Люкерт. По окончании мероприятия он ответил на ряд вопросов еженедельника Computerworld Россия.

Как видно из представленных материалов, предпринимаемая модернизация NetWeaver — это плавная миграция от монолитной архитектуры к сервисной архитектуре. В связи с этим хотелось знать ваше мнение о значении сервисов и Web-сервисов при создании корпоративных систем.

Чаще всего говорят о Web-сервисах, но это всего лишь одна из технологий, значение которой не стоит преувеличивать, это частная возможность для практического воплощения идеи сервисной архитектуры как таковой. Важнее то, как именно вы используете сервисы для моделирования бизнес-процессов.

Я полагаю, что начинать надо именно с этого, а не с инфраструктурных вопросов или стартовать с середины, с программного обеспечения промежуточного слоя, как делают некоторые известные компании. Сначала следует представить предприятие как сложную модель, затем выделить в ней основные процессы, сделать декомпозицию бизнес-процессов, и в конечном итоге преобразовать результат в сервисы.

Как именно сервисы «накроют» собой приложения, — дело вкуса: может быть один сервис на приложение, а может быть, один сервис объединит несколько приложений. Важнее другое: для создания сервисной архитектуры необходимо построить многоуровневую сервисную систему, где есть сервисные примитивы и композитные сервисы, работающие в масштабе всего предприятия. Поэтому мы начинаем с того, что идентифицируем процессы, осуществляем их декомпозицию, идентифицируем сервисы с достаточной точностью и необходимыми интерфейсами. Речь идет о достаточно крупных модулях, количество их не должно исчисляться тысячами, а первыми сотнями. И еще, определением сервисов занимаются не сотрудники департамента SAP NetWeaver, не технические специалисты, а те, кто создают системы принятия решений и разрабатывают приложения.

Какими инструментами пользуются эти специалисты?

Существует достаточно много инструментов для моделирования. Мы чаще используем ARIS компании IDS Sheer, который интегрируем в свою платформу следующего поколения. С его помощью мы можем описывать сервисы так, как они выглядят со стороны бизнеса, а затем интегрировать с другими формами управления бизнесом. Сейчас мы работаем над такого рода интеграцией, но с точки зрения глобальной перспективы следует начинать с описания процессов.

ARIS — это инструмент самого высокого уровня, а что ниже?

Уровнем ниже — средства моделирования, которые заложены в SAP NetWeaver Platform.

В своем выступлении вы упомянули о четырех этапах перехода от транзакционных к сервисным системам. Каково положение дел на настоящий момент?

Я считаю, что SAP пребывает на третьем этапе нашего эволюционного развития. Компания начинала с систем R/2 и R/3, они долгое время были в чистом виде транзакционными платформами. Так продолжалось почти двадцать лет, но со временем стало ясно, что их надо совершенствовать с использованием дополнительных компонентов, в том числе портальными средствами, средствами для анализа активности бизнеса и др.

Понимая это, мы вступили на путь интеграции приложений. Этот этап продолжался недолго, года два, а затем стало ясно, что интегрированные приложения должны быть слабосвязанными, а следовательно, будущее за сервисными архитектурами, которые позволяют создавать нужную композицию из приложений. Следующий шаг очевиден, мы о нем говорили, это установление связи между моделью бизнеса и сервисной архитектурой.

Сейчас мы находимся на третьем этапе. С технологической точки зрения NetWeaver представляет собой вполне достаточную конструкцию для сервисной архитектуры, в том числе для создания репозитария сервисов, для поддерживающих технологий. Уже есть возможность должным образом определить те сервисы, которые нужны бизнесу. Таким способом создается новая платформа для собственных приложений SAP, но у пользователей остается возможность выбора приложений третьих фирм.

Сейчас много говорят о бизнес-аналитике, о системах, работающих в реальном времени и т. д. Что делается в SAP в этом направлении?

Конструкция, которую мы создаем, предполагает обработку событий, специалисту это говорит о многом. Мы понимаем сложность современного момента, недостаточность хранилищ данных для работы в реальном времени, понимаем проблему в целом и ее отдельные аспекты, связанные с неструктурированными данными, фильтрацией потоков входных событий и другие. Мы работаем над созданием соответствующих центров управления.

Можете ли вы обойтись в этих условиях без систем корпоративного поиска?

Корпоративный поиск является одним из ключевых слов к тому, что мы делаем. Мы хотим создать возможность для поиска как в структурированных данных, так и в неструктурированных, в данных, поступающих из разных источников.