Тайваньская компания Microstar International готовит «всемирную агрессию» на рынке ноутбуков

У компании Microstar долгое время были четыре основные «опоры»: материнские платы, графические карты, серверы и barebone-системы. Для упрочения положения, по словам директора по маркетингу MSI Винсента Лэя, в компании озаботились поиском пятой опоры для бизнеса, в связи с чем планируется «агрессивная экспансия» в новые сегменты.

В качестве кандидатов на роль пятой опоры MSI собирается «попробовать» ноутбуки и отчасти пользовательские устройства: портативные аудио- и видеоплейеры. Другую технику, например карманные компьютеры и цифровые фотоаппараты, MSI в обозримом будущем выпускать под своей маркой не намерена. Об изменениях было объявлено на заводе компании в китайском городе Куншан, находящемся в часе езды от Шанхая.

Винсент Лэй: «Microstar планирует агрессивную экспансию в новые рыночные сегменты»

Интересно, что в России о серьезных намерениях, имеющихся у MSI относительно продвижения своей торговой марки на рынках портативных компьютеров и пользовательских устройств, было заявлено несколько ранее (Computerworld Россия, № 25, 2005, «Претендент на 10 процентов»). Правда, тогда речь шла о выходе с новой продукцией на российский рынок.

Ноутбуками в MSI стали заниматься достаточно поздно — в 2003 году. В 2004-м их продажи составили 4% оборота, 90% устройств были произведены в рамках OEM-контрактов. Вообще же «производство по заказу» в среднем по всем продуктовым группам, принесло MSI в 2004 году 48% дохода, среди OEM-партнеров — «первая десятка мировых производителей». В их числе есть и весьма известные российские компании.

В первой половине 2005 года ноутбуки давали уже 15% дохода, всего их в этом году, по прогнозам менеджеров MSI, будет произведено около 500 тыс. штук. Причем продажи компьютеров под собственной маркой будут расти опережающими темпами: в ближайшие два-три года доля ноутбуков, производимых по OEM-контрактам, снизится по планам руководства Microstar до 30%.

Некоторое время модельные ряды, поставляемые под своей маркой и под марками OEM-партнеров, будут сильно пересекаться. В течение следующего года продуктовые линейки, по словам Лэя, будут «разведены». Этому поспособствует то, что ранее у компании было только две «свои» модели, теперь их число доведено до полутора десятков, разбитых на три линейки. Индекс L имеют «большие» ноутбуки с диагональю экрана 17-дюймов, S — портативные и ультрапортативные модели (12 или 14 дюймов, вес — до 2 кг), M — «средние», с экраном 15 и 15,4 дюйма, на эту «золотую середину» возлагаются наибольшие надежды. Во всех категориях есть устройства на базе как процессоров Intel (Pentium M 725/735/745), так и AMD (Athlon 64, Sempron, Turion).

Производственные мощности к предстоящим переменам уже готовы. У MSI три завода — два в Китае (Куншане и в Шэньчжэне, на юге страны) и один на Тайване. Их площади — 170, 120 и 36 тыс. кв. м соответственно. Тайваньский завод служит больше для «обкатки» разработок и производственных процессов, основная производственная нагрузка ложится на китайские предприятия. Сертифицированные по ISO, оба предприятия производят материнские платы (потенциальная месячная мощность сборочных линий — 850 и 950 тыс. соответственно), шэньчженский завод, кроме того, выпускает графические карты (до 950 тыс. в месяц), платы для серверов (280 тыс.), barebone-системы (до 400 тыс.). Производство ноутбуков сосредоточено на куншанской фабрике, мощность ее конвейеров — до 120 тыс. штук в месяц.

Основными конкурентами на рынке портативных компьютеров в MSI видят, по крайней мере в ближайшие годы, «производителей второго ряда». Среди них особо отмечают ASUSTeK, компанию, которая также приобрела известность как производитель материнских плат, но в настоящее время занимает неплохие позиции на рынке портативных компьютеров ряда стран, в том числе — России.

Экспансию в MSI планируют начать с рынков ряда самых перспективных стран, в которых продажи ноутбуков растут наиболее быстро и есть возможность «подвинуть» признанных лидеров. Среди них, если судить по составу журналистов, приглашенных на презентацию новой мировой стратегии, Россия и Украина (семь человек), Индия (трое), близлежащие страны и Бразилия.

Упомянутые рынки действительно растут очень быстро, однако довольно чувствительны к цене; к демпингу же в MSI, если верить сказанному на московской презентации продукции компании, прибегать не намерены. А из преимуществ своей продукции представители штаб-квартиры особо подчеркнули соответствие стандартам RoHS (Restriction of Hazardous Substance) и WEEE (Waste Electrical and Electronic Equipment). Первый стандарт ограничивает применение свинца, ртути, кадмия и ряда других вредных веществ, второй касается общего уменьшения загрязнения окружающей среды за счет применения перерабатываемых, используемых повторно и «дружественных окружающей среде» материалов. По утверждению представителей MSI, в этом отношении компания впереди если не планеты всей, то по крайней мере большинства компаний мира.


Продажи MSI в 2004 году

В ближайшие годы доля ноутбуков должна, по планам руководства компании MSI, вырасти до 14-15% за счет продаж портативных компьютеров под собственной маркой