Computerworld, США

Браузеры наряду с поисковыми машинами в значительной мере решают, кому достаются деньги клиентов Internet-коммерсантов

Зарегистрированное сокращение в первой половине нынешнего года доли рынка, приходящейся на браузер Netscape, и одновременное увеличение доли его конкурентов — Firefox и Internet Explorer, могло произойти «благодаря» новой возможности, реализованной в восьмой версии Web-браузера корпорации Netscape Communications. Таковы выводы компании NetApplications, специализирующейся на мониторинге Web-трафика.

Создатель Netscape Марк Андриссен убежден, что Microsoft, победив его бывшую компанию в войне браузеров в конце 90‑х, теперь ничего не делает, чтобы извлечь выгоды из своего монопольного положения на этом рынке

Netscape 8.0, выпущенный в марте, дает пользователям возможность переключаться между двумя различными режимами отображения Web-страниц — один на базе свободно распространяемого кода Firefox, а другой — на базе кода IE. Это гарантирует, что Web-страницы, созданные для корректного отображения на IE, также полностью загружаются на Firefox.

Возможность переключения приводит к тому, что, как отметил Винс Виццакарро, исполнительный вице-президент по маркетингу NetApplications, сайты и средства мониторинга ошибочно регистрируют пользователей Netscape 8.0 либо как пользователей Firefox, либо как пользователей IE. Вместо того чтобы привести к увеличению числа пользователей, выпуск Netscape 8.0 привел к сокращению доли рынка этого браузера с 1,8% в марте до 1,5% в июле, и в результате, по данным NetApplications, этот браузер переместился на четвертое место, вслед за браузером Apple Safari (1,7%). В то же время доля рынка Firefox с марта по июнь 2005 года увеличилась с 6,7 до 8,7%.

«Мы обнаружили ошибку в июне, и в модернизации 8.02, выпущенной в июле, она была исправлена, — заметил представитель Netscape Эндрю Вайнштейн. — К счастью, это привело к росту контролируемой нами доли рынка до адекватного уровня».

По оценкам Виццакарро, «Netscape может получить еще пару процентов, если не больше: компании, специализирующиеся на Web-аналитике, не смогли правильно распознать пользователей Netscape».

Действительно, с июля по сентябрь число пользователей браузера, выпускаемого подразделением America Online, увеличилось на 44%, и к концу августа на его долю приходилось уже 2,2% всего рынка. Виццакарро предполагает, что круг клиентов Netscape будет по-прежнему расти, особенно в следующем году, когда компания Hewlett-Packard, один из крупнейших производителей ПК, начнет устанавливать Netscape на все свои новые компьютеры в качестве альтернативы IE. «Это может привести к резкому увеличению доли рынка Netscape», — считает он.

Браузер Firefox, который поддерживает некоммерческая организация Mozilla Foundation, утратил часть рынка с тех пор, как Netscape устранила ошибку, и в сентябре его доля рынка составила 7,6%. Один из представителей Mozilla заявил, что этот браузер загрузили почти 100 млн. пользователей. У IE, который к середине 2005 года уступал часть рынка Firefox, за последние несколько месяцев отток пользователей несколько уменьшился. Этому браузеру по-прежнему принадлежит 87% рынка.

Рынок Web-браузеров во второй половине 90-х годов был ареной напряженной конкурентной борьбы. Первоначальный лидер Netscape в конце концов уступил территорию Microsoft, которая бесплатно поставляла Internet Explorer вместе с операционной системы Windows.

Война браузеров, ставшая первым этапом глобального раздела экономического пространства Сети, имела столь важное символическое значение, что даже стала предметом судебного разбирательства в США. Минюст США предъявил Microsoft обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. Сейчас эта война перешла в финансовую плоскость: Web-браузеры в значительной мере решают, кто будет получать деньги всякий раз, когда пользователи нажимают на клавишу встроенной инструментальной панели для того, чтобы запустить механизмы поиска, такие как Google или Ask Jeeves, или обратиться к услугам Internet-магазинов. Согласно прогнозам Internet Advertising Bureau, в этом году оборот рынка рекламы, размещаемой в службах поиска, достигнет 5 млрд. долл.

Между тем Firefox и IE пытаются превзойти друг друга за счет новых версий. В частности, IE, доля рынка которого впервые за многие годы упала ниже уровня 90%, планирует вернуть утраченные позиции, привлекая пользователей улучшенными возможностями защиты и расширенным набор функций в седьмой версии. Разработчики Web уже начали тестировать бета-версию IE 7, а окончательный вариант, как планируют в Microsoft, появится весной следующего года.

По мнению Виццакарро, доминирующее положение Microsoft может серьезно поколебаться, если в войну браузеров вступит Google. «Если Google анонсирует собственный Web-браузер, то станет конкурентом Internet Explorer, — считает он. — И для Microsoft начнутся непростые времена».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями