Network World, США

Выделение региональных операторских компаний группы Bell было только одной среди череды ошибок, приведших к закрытию компании, которая существовала 130 лет, стала символом Америки и акции которой пользовались огромной популярностью у американцев

Эд Блок предвидел, что все так печально кончится, еще в 1984 году, когда AT&T согласилась на решение суда, принятое в соответствии с досудебным мировым соглашением и приведшее к ее разделению и созданию региональных операционных компаний Bell, одна из которых, SBC, в итоге приобрела AT&T за 16 млрд. долл.

Блок, ставший впоследствии помощником председателя совета директоров AT&T Чарлза Брауна, понимал, что корпорация сделала роковую ошибку, отказавшись от принадлежащих ей компаний местной связи в обмен на право сохранить компании дальней (междугородной и международной) связи, производство оборудования и отделение исследований и разработки. «Без местной связи у нас не было будущего», — считает Блок.

Выделение региональных операторских компаний группы Bell (Regional Bell Operating Company, RBOC) было только одной среди череды ошибок, приведших к закрытию компании, которая существовала 130 лет, стала символом Америки и акции которой пользовались огромной популярностью у американцев. Несмотря на то что торговая марка AT&T используется до сих пор и SBC приняла ее как свое новое корпоративное название, компании, которую мы знали, уже не существует.

Из интервью с бывшими сотрудниками AT&T, юристами, аналитиками и другими специалистами можно сделать один общий вывод: так это не должно было закончиться.

«Это очень грустный итог», — сказал Блок.

Инертность управления

По существу, конец AT&T был предопределен с самого ее основания. Компания стала монополистом в начале XX века и попыталась действовать в том же ключе даже после разделения, произошедшего в 1984 году.

«В те старые времена AT&T преуспевала благодаря своему монопольному положению, — считает Фред Гольдштейн, руководитель консалтинговой фирмы Ionary Consulting и автор книги «Крушение великой телекоммуникационной компании» (The Great Telecom Meltdown). — Компания была создана на основе вполне определенной структуры».

Сама структура была предложена в 1907 году Теодором Уэйлом, к тому времени президентом AT&T. Он создал систему Bell, позволившую связать вместе несколько местных телефонных сетей по всей стране. Уэйл утверждал, что самый эффективный способ сделать всеобщую телефонную службу, — это утвердить AT&T как монополию, защищенную государственными законами. Модель Уэйла просуществовала 77 лет и позволила создать огромную компанию с активами стоимостью 150 млрд. долл., с оборотом 70 млрд. долл. и 1 млн. сотрудников. Кроме того, эта компания придерживалась идеи жесткого управления, была обособленной и не допускала изменений.

Быть монополией — значит иметь очень мало (или не иметь вообще) конкурентов. А отсутствие конкуренции означает, что практически не нужно принимать стратегических решений — достаточно поддерживать статус-кво.

Корень проблемы лежал в инерции управления. Гольдштейн отметил, что до середины 90-х годов AT&T неохотно принимала на работу «чужаков» из-за опасения, что они захотят изменить идеологию, которой жила корпорация.

Корпорация не смогла научиться извлекать прибыль даже из собственных инноваций, например изобретения транзистора в 1947 году, благодаря чему произошел переворот в электронике, связи и в вычислительных технологиях.

«Они сами создали ситуацию, в которой просто не могли выжить, поскольку появление транзистора послужило стимулом очень быстрых перемен», — подчеркнул Гольдштейн.

Трудное разделение

В результате изменения были навязаны AT&T в 1984 году, когда она согласилась отказаться от части своих активов, чтобы положить конец длительным и не всегда обоснованным судебным разбирательствам, маховик которых был запущен Министерством юстиции США, выдвинувшим против корпорации обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. Руководство AT&T стояло перед выбором: либо выделить 22 местные компании в семь холдинговых компаний Bell, сохранив при этом за собой производство оборудования и отделение исследований и разработок — соответственно Western Electric и Bell Labs, либо сохранить операторские компании Bell, но отказаться от производства и исследований.

В AT&T предпочли первое и совершили колоссальную ошибку. Корпорация не смогла предугадать, что оборудование станет массовым продуктом, что звонки будут просто звонками (вне зависимости от того, местные они или междугородные) и что самое главное для компании — сохранить своего клиента (а ведь именно это дало Bell контроль над рынком).

«Тратились огромные деньги в попытке найти способ сохранить свои позиции на рынке оборудования, хотя уже было ясно, что это совершенно бесперспективный бизнес, — заметил Блок, уволившийся из AT&T в 1986 году. — Вся экономика корпорации была построена вокруг местных телефонных компаний».

Более того, по словам Блока, он чувствовал, что AT&T никогда не откажется от образа монополиста.

«Похоже, руководство корпорации просто не отдавало себе отчета в том, что отделение региональных компаний Bell разрушило модель Уэйла и необходимо создавать совершенно новую бизнес-модель, — заметил он. — Вместо этого все усилия, как казалось, были направлены на то, чтобы строить бизнес на том, что осталось. Между тем некоторые из оставшихся частей просто не имели будущего».

Но даже после разделения AT&T по-прежнему оставалась важной фигурой в телекоммуникационной отрасли, обладая оборотом в 34 млрд. долл. и имея 373 тыс. сотрудников.

По наклонной

AT&T удачно выпуталась из неприятностей и успешно развивала свои сервисы и укрепляла торговую марку, однако в 90-е годы руководством корпорации было предпринято несколько стратегических шагов, ни один из которых не вел в правильном направлении.

Компания AT&T Wireless была создана в 1994 году в результате покупки за 11,5 млрд. долл. оператора беспроводной связи McCaw Cellular. Это был важный и перспективный шаг, учитывая современную роль беспроводной связи. На фото: глава AT&T Роберт Аллен и глава компании McCaw Крейг Маккоу

Купив в 1991 году производителя компьютеров — компанию NCR — за 7,3 млрд. долл., корпорация AT&T сделала серьезную ставку на будущее, связанное с интеграцией компьютерных систем и средств связи. Но эта сделка не принесла ожидаемых результатов и уже в 1996 году AT&T была вынуждена отказаться от NCR, потерпев серьезные убытки. Она также выделила производство Western Electric и исследовательское подразделение Bell Labs, создав компанию Lucent Technologies. Тогда эту реструктуризацию называли trivestiture.

«Мне не известно о каких-либо успехах NCR, — сказал Шелдон Хочхейзер, проработавший в компании 16 лет и ушедший из AT&T в прошлом году. — К середине 90-х председатель совета директоров AT&T Роберт Аллен осознал, что сохранение в корпорации одновременно и дальней связи, и производства ни к чему хорошему не приведет. Осознание этого факта и последующие действия Аллена заслуживают только похвал».

Одновременно с trivestiture конгресс провел новый закон о связи, получивший название «Телекоммуникационный акт 1996 года». Этот закон должен был поддержать конкуренцию в отрасли, позволив региональным операторским компаниям Bell выйти на рынок дальней связи, если они предоставят операторам, уже работающим на этом рынке, возможность доступа к сетям местной связи при одобренных правительством расценках.

В момент принятия «Телекоммуникационного акта» рыночная капитализация AT&T была больше, чем у любой компании Bell.

«До принятия акта 1996 года политика правительства состояла в том, чтобы всячески уберечь эти отрасли от соперничества друг с другом, — заметил Рид Хандт, глава Федеральной комиссии связи США с 1993-го по 1997 год. — Телекоммуникационный акт и спровоцировал начавшуюся битву. Следует отметить, что спустя девять лет стало очевидно: компании, предоставляющие услуги местной телефонной связи, эту битву выиграли».

Другие опрометчивые шаги NCR и AT&T в компьютерной отрасли — выпуск мини-компьютеров 3B и ПК под торговой маркой AT&T — имели второстепенное значение по отношению к более серьезным ошибкам. Одна из них состояла в том, что Лесли Коули, обозреватель USA Today и автор книги «Последняя точка: взлет и падение AT&T» (End of the Line: The Rise and Fall of AT&T), назвал ошибочным шагом в сфере беспроводной связи.

Компания AT&T Wireless была создана в 1994 году в результате покупки за 11,5 млрд. долл. оператора беспроводной связи McCaw Cellular. Это был важный и перспективный шаг, учитывая современную роль беспроводной связи. И несмотря на то что AT&T активно развивала направление сотовой связи, она не сделала здесь ничего значительного и отказалась от своих активов в 2001 году.

«Они упустили уникальные шансы, — заметил Коули. — Все, что у них осталось, — это унаследованная дальняя связь, корпоративный и потребительский бизнес, причем последний терял по 20% в год».

Но самое главное, по мнению Коули, произошло позже, когда AT&T решилась на следующий серьезный шаг — она вышла на рынок широкополосной кабельной связи.

В 1999 году AT&T приобрела TCI, вторую по размеру кабельную компанию в Соединенных Штатах, и переименовала ее в AT&T Broadband. В 2000 году AT&T Broadband купила MediaOne, превратившись в самую крупную на американском рынке кабельную компанию.

Эти покупки были предприняты Майклом Армстронгом, занимавшим тогда пост генерального директора, в попытке вернуть корпорации позиции на рынке услуг местной связи. Но ставка была слишком велика, а времени практически не было.

Приобретение кабельных компаний обошлось AT&T в 100 млрд. долл. в тот период, когда рынок акций переживал бум Internet-компаний. После того как этот мыльный пузырь лопнул, AT&T Broadband потеряла всякую ценность, и AT&T была вынуждена отказаться от инвестиций в кабельную связь.

За последние пять лет оборот AT&T на рынке междугородной связи для индивидуальных потребителей сократился на 11 млрд. долл., причем только в 2002 году — на 22%. У AT&T Business также были проблемы, а ее оборот в 2002 году снизился на 4%.

К тому моменту когда совет директоров в июле 2002 года вручил бразды правления новому генеральному директору Дэвиду Дорману, AT&T лишь внешне напоминала ту великую корпорацию с оборотом 38 млрд. долл., какой она была раньше. Половину этих денег компания потеряла всего за восемь предыдущих лет, а убытки в 2002 году составили 13 млрд. долл., главным образом из-за прекращения части операций.

Частично потеря оборота AT&T была вызвана агрессивной политикой снижения цен, которую корпорация вела для того, чтобы соперничать с MCI, приукрашивавшей свои финансовые показатели. Никто в AT&T и вообще вне руководства MCI не знал, что MCI занимается фальсификацией бухгалтерской отчетности.

В то время как ослабленная и обманутая AT&T сокращала свои активы, Федеральная комиссия связи сделала «контрольный выстрел в голову», как это назвал Хандт, объявив в 2004 году об отказе от регулируемых государством расценок на местную связь.

Через четыре месяца после принятия этого закона AT&T и MCI объявили о намерении уйти с рынка потребительской телефонной связи. А еще через семь месяцев AT&T и MCI приняли предложения об их покупке со стороны SBC и Verizon соответственно.


Годы AT&T

История компании, которая существовала 130 лет и стала символом Америки

1876 год Александр Грэхем Белл изобретает телефон и основывает компанию

1892 год Звонок из Нью-Йорка в Чикаго стоит 9 долл. за 5 мин

1899 год Изобретение устройства подачи монет стимулирует более продолжительные телефонные разговоры

1913 год Первый антимонопольный судебный процесс; компания выделяет из своего состава Western Union

1915 год Первая межконтинентальная связь: 3 минуты разговора стоят 21 долл.

1919 год Появляются первые телефоны с номеронабирателем; последние ручные телефонные коммутаторы будут закрыты только в 1978 году

1925 год Основана компания Bell Labs

1927 год Телефонная линия США—Лондон с последовательной обработкой звонков (один звонок в единицу времени): 3 минуты разговора стоят 75 долл.

1946 год Первая мобильная служба обеспечивает поддержку 20 одновременных звонков

1947 год Ученые Bell Labs изобретают транзистор

1958 год В продажу поступил первая коммерческая версия модема

1968 год Служба 911 развертывается в общенациональном масштабе

1971 год В Bell Labs создается Unix

1977 год Проложен первый оптоволоконный кабель

1982 год В ходе слушаний по антимонопольному делу компании предлагается выделить в независимую компанию RBOC

1991 год Компания приобретает NCR

1995 год Разделение на три компании — AT&T (сервисы), Lucent (продукты, сервисы) и NCR (компьютеры)

1999 год Компания приобретает производителя кабельных систем TCI, впоследствии AT&T Broadband

2000 год Объем трафика данных впервые превысил объем голосового трафика

2001 год Выделение в независимую компанию AT&T Wireless

2002 год AT&T Broadband объединяется с Comcast

2004 год Компания отказывается от попыток развернуть устойчивый бизнес по поддержке голосовой связи

2005 год Компания приобретена SBC, ожидается завершение формальных процедур по покупке

27 октября 2005 года SBC объявляет о принятии после завершения покупки имени AT&T