Создание систем хранения, отвечающих требованиям бизнеса предприятий и обеспечивающих непрерывность бизнес-процессов, резервное копирование и восстановление информации, консолидация данных и управление ими, критерии выбора компонентов инфраструктуры — все эти вопросы обсуждались на четвертой ежегодной конференции «Системы хранения данных и управление информационными активами предприятия», проведенной в рамках IDC Storage Roadshow CEMA 2005 компанией IDC и издательством «Открытые системы»

Информация — один из наиболее важных производственных активов, не только определяющих эффективность деятельности предприятий, но и в значительной степени влияющих на их жизнеспособность. Вопросы хранения данных и управления ими уже не могут больше рассматриваться, как сугубо технологические и инфраструктурные проблемы, поскольку непосредственно влияют на бизнес компаний, развитие которого требует доступа к постоянно растущим объемам информации. По оценкам экспертов, ежегодно объем информации увеличивается от 50 до 100%. В текущем году суммарный объем хранимых организациями всех стран мира данных превысит 40 млн. экзабайт (экзабайт — миллиард гигабайт).

Создание систем хранения, отвечающих требованиям бизнеса предприятий и обеспечивающих непрерывность бизнес-процессов, резервное копирование и восстановление информации, консолидация данных и управление ими, критерии выбора компонентов инфраструктуры — все эти вопросы обсуждались на четвертой ежегодной конференции «Системы хранения данных и управление информационными активами предприятия», проведенной в рамках IDC Storage Roadshow CEMA 2005 компанией IDC и издательством «Открытые системы».

Российский рынок

По данным IDC Russia, объемы данных, хранимых отечественными предприятиями, ежегодно увеличиваются приблизительно вдвое, чему в значительной степени способствует все более широкое использование бизнес-приложений, а также доступность устройств на основе таких относительно недорогих накопителей, как Serial ATA. В 2004 году было отмечено заметное повышение спроса на накопители низшей ценовой категории стоимостью менее 10 тыс. долл. Доля продаж таких систем составила 27,8% по сравнению с 2% в 2003 году. Это в значительной степени связано с удовлетворением потребностей предприятий малого и среднего бизнеса, а также с использованием подобных устройств в филиалах крупных компаний. Поставки дисковых массивов среднего и старшего классов составили в 2004 году соответственно 43,8 и 28,4% рынка систем хранения.

Ежегодный рост продаж систем хранения превышает средние показатели отечественной ИТ-отрасли, составляя 30-35%. В IDC полагают, что измеренный в терабайтах объем поставок дисковых систем хранения должен возрасти с 3,7 тыс. в 2004 году до 37,3 тыс. в 2008 году. Ожидается, что в течение этого периода стоимость хранения одного гигабайта данных будет снижаться ежегодно на 30-40%.

Увеличение объемов накопленных данных приводит к усложнению управления ими. Консолидация информационных ресурсов предприятий стимулирует все более широкое распространение объединяющих дисковые и ленточные подсистемы сетей хранения, упрощающих масштабирование, управляемость устройствами и информацией, повышающих безопасность. В 2004 году доля SAN-решений достигла в денежном исчислении 79% российского рынка систем хранения (мировой показатель составлял 53%), что объясняется популярностью новейших решений в области сетей хранения.

К факторам роста данного рынка в IDC относят развитие технологий, увеличение числа производителей, доступность систем хранения для предприятий среднего и малого бизнеса, развитие банковских онлайновых услуг, грядущий переход на электронные паспорта, иные государственные программы.

Как подчеркнул начальник отдела инновационных технологий и мониторинга Федерального агентства информационных технологий РФ Сергей Трофимов, в рамках подобных программ решается задача формирования единого информационного пространства страны, требующего унификации форматов данных и совершенствования систем их хранения. В ближайшие два-три года могут появиться нормативные акты, регламентирующие правила хранения и предоставления данных, в какой-то мере подобные требованиям известного американского закона Сарбейнса-Оксли.

Проблема выбора

В России представлены все ведущие производители систем хранения и компонентов, предназначенных для создания сетевых структур на их основе. Перед пользователями возникает естественная проблема выбора производителей, чьи продукты в максимальной степени соответствуют требованиям их бизнеса.

По мнению директора подразделения HP Storage Works Пола Хеберкорна, существует несколько основных критериев, позволяющих избежать ошибок как в результате эмоциональных оценок качества различных продуктов, так и вследствие вполне естественного желания минимизировать ИТ-расходы.

Прежде всего, необходимо иметь представление об уровне надежности приобретаемых устройств, принимая во внимание, что в большинстве случаев следствием потери данных является крах бизнеса. Поскольку любое оборудование время от времени выходит из строя, важно понять, какие ресурсы расходуются производителем не только на его разработку, но и на тестирование, позволяющее определить потенциальные проблемы еще до поставки решения заказчикам. Очень важен также собственный опыт работы с устройствами данного производителя, консультации с его техническими специалистами и мнения сотрудников организаций, уже применяющих аналогичную продукцию.

Кроме того, весьма существенно понять, какое время потребуется для устранения возникающих проблем. К наиболее эффективным методам решения этого вопроса можно отнести покупку «небольшой» системы с последующей оценкой в процессе ее эксплуатации продуктивности служб технической поддержки. Положительный эффект дает также заключение соглашений об уровне обслуживания. Следует учитывать, что чем шире модельный ряд продуктов данного производителя, тем больше специалистов, имеющих опыт работы с ними.

Следующий по значимости вопрос — вопрос масштабируемости, то есть способности инфраструктуры достаточно быстро реагировать на изменения бизнеса. Здесь следует обращать внимание не только на возможность наращивания емкости дисковых массивов, но и на проверку реальной способности горячей замены накопителей в «полевых» условиях, а также на обновление встроенного программного обеспечения. Не менее важно проверить удобство управления на прототипе системы. Экономия на времени администрирования позволит эффективнее использовать ИТ-персонал.

Достижение оптимального соотношения производительности и стоимости решается рациональным использованием различных технологий хранения данных в многоуровневых системах, содержащих накопители Fibre Channel, SCSI, Serial ATA, а также ленточные подсистемы.

И, наконец, для проверки реальной совместимости всех компонентов инфраструктуры хранения необходимо, несмотря на заявления производителей о поддержке стандартов, провести тестирование наиболее полной конфигурации предлагаемой для применения системы.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что создание системы хранения сводится, фактически, к выбору решения, компонентами которого являются оборудование, программное обеспечение, а также услуги, предоставляемые производителями и работающими совместно с ними интеграторами.

Обеспечение непрерывности

Поскольку системы хранения данных становятся базовыми компонентами информационной инфраструктуры, обеспечивающими необходимой информацией жизненно важные приложения предприятий, их надежность и работоспособность в значительной степени определяет непрерывность бизнес-процессов. Впрочем, не в меньшей степени на сохранность информации влияют также неисправности, возникающие в каналах связи, инженерных системах, человеческий фактор. Поскольку система хранения является только одним из элементов инфраструктуры, обеспечение непрерывности бизнеса требует разработки программы комплексных мероприятий.

По мнению директора департамента систем хранения представительства компании Hewlett-Packard Дмитрия Ретюнского, системы хранения относятся к важнейшим компонентам информационных систем предприятий, поэтому было бы неправильно при реализации проектов создания систем хранения, фокусироваться только на дисковых массивах.

«Это комплексная задача, решение которой требует тесного взаимодействия с заказчиком», — считает он. В ходе совместной работы анализируются бизнес-процессы, вырабатываются требования к основным параметрам, включая, например, предельно допустимое время простоя, предлагается решение, не только поддерживающее заданную функциональность, но и обеспечивающее наибольшую простоту эксплуатации.

Менеджер по продажам систем хранения Sun Microsystems Римма Владимирова считает, что в достижении высокой степени готовности систем хранения данных большую роль играет уровень доверия между руководителями ИТ-подразделений и администрацией предприятий. Это особенно важно в современных условиях, когда еще в большинстве российских компаний не научились заключать внутренние соглашения об уровне обслуживания.

«Руководители организаций хотят иметь постоянный доступ к информации, не имея представления о необходимых для этого ресурсах. Они требуют, как правило, от ИТ-департаментов непомерно объемных обоснований, приводящих в конечном итоге лишь к значительным временным затратам», — полагает Владимирова.

Одна из задач, которую довольно часто приходится решать пользователям, — проверка надежности систем хранения и возможность эмуляции сбойных ситуаций в процессе их приобретения для применения в составе информационных комплексов предприятий. Здесь не возникает особых проблем с оборудованием начального уровня и среднего класса, поскольку практически все крупные производители предоставляют его для бесплатного тестирования.

Сложнее с системами наиболее высокой производительности, поскольку их тестирование требует создания такой конфигурации вычислительных средств, которую можно обеспечить в крупных центрах обработки данных. Для реализации подобных проектов предлагается использовать либо российские центры компетенции, в частности, созданный в нашей стране HP Solution Center, либо центры, расположенные в Европе и США, которыми, в частности, располагает компания Sun.

Андрей Кельманзон, директор по информационным технологиям компании ЮКОС, полагает, что даже средним российским предприятиям вполне доступна отработка решений на базе аренды вычислительных ресурсов в европейских центрах обработки данных. По приведенным им данным, месячная командировка двух-трех специалистов, включая расходы на аренду, может обойтись в сумму около 20 тыс. долл.

«Вполне приемлемые условия аренды европейских вычислительных средств позволяют использовать их в режиме аутсорсинга. Однако по-прежнему трудно преодолимой преградой остается качество каналов связи», — поясняет он.

По мнению Кельманзона, наилучшей гарантией реализации заявленных вендором параметров (это относится и к системам хранения) является его финансовая ответственность в случае их несоблюдения. Однако заключению такого рода соглашений, определяющих области разграничения ответственности и выполнение ряда требований заказчиком (включая подготовку персонала, обеспечение работы инженерных систем и т. п.) приводит к затяжным переговорам, превышающим по времени сроки осуществления проекта.

«Тем не менее именно финансовые обязательства являются одним из наиболее универсальных способов поддержания заданных параметров качества функционирования информационных систем», — резюмировал дискуссию ее ведущий, шеф-редактор агентства OSP-Con Павел Иванов.