Юридические проблемы с авторскими правами по-прежнему очень остры

Российское законодательство, защищающее интеллектуальную собственность, требует серьезных доработок. Тем не менее можно действовать и в рамках существующих законов, одновременно лоббируя их изменение. Эти два утверждения задали тон дискуссии на круглом столе «Право и цифровые образовательные ресурсы», организованном в рамках конференции «Информационные технологии в образовании 2005».

Летом 2004 года закон «Об авторских и смежных правах» получил новую редакцию, что было одним из условий вступления России в ВТО. По оценке участников круглого стола, в новой версии использован жесткий, «американский» подход к защите интеллектуальной собственности. При этом нормативных актов, регулирующих применение этого закона учреждениями образования, науки и культуры до сих пор не принято, что порождает коллизии, интересные юристам, но малоприятные для субъектов права. С одной стороны, предоставление доступа через Internet к образовательному контенту чревато неприятностями, с другой — остается много вопросов по защите авторских прав преподавателей, его создающих.

«Правовые коллизии нужно использовать во благо электронных библиотек», — считает директор некоммерческого партнерства «Электронные библиотеки» Александр Антопольский. Например, по закону регистрация авторских прав не требуется, но на деле иногда оказывается полезной, так как дает реальные преимущества, когда речь заходит о компенсации нанесенного ущерба.

Электронную библиотеку можно создать не только в форме юридического лица, но и структурного подразделения (которое подпадет под закон о библиотечном деле), или, присовокупив к ней новостную ленту, зарегистрировать библиотеку как СМИ. Также библиотеку теоретически можно узаконить как «программу для ЭВМ или базу данных» в Федеральном институте промышленной собственности.

Раз государство инвестирует в создание цифровых образовательных ресурсов и заинтересовано в эффективности этих инвестиций, необходимо обеспечить доступ к содержимому этих ресурсов максимальному числу граждан. Это не только организационно-техническая проблема, но и правовая. Нельзя просто опубликовать в Сети учебные пособия, ранее выпущенные издательствами — автор или издательство могут предъявить иск о нарушении прав.

Есть и другая сторона проблемы.

«Найти в России правообладателя очень сложно», — заявила замдиректора федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент» Елена Полушкина. При создании этого ресурса удалось заключить лишь несколько сотен договоров с авторами об использовании их произведений, хотя в библиотеке портала — тысячи публикаций. Новая редакция закона об авторских правах дает шанс решить эту проблему через так называемый механизм copy left. Отныне статья об имущественных правах автора дополнена новым исключительным правом — на доведение до всеобщего сведения, позволяющем «сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь к нему доступ в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору». Однако введение этой нормы в действие отложено до 1 сентября 2006 года.

По словам Полушкиной, сегодня ни в одном учебном заведении проблема имущественных прав на интеллектуальную собственность не решена, «никто свое имущество не знает и знать не хочет».

Несмотря на зловещую тень уголовного кодекса, на практике редкие конфликты между авторами и владельцами цифровых ресурсов, как правило, разрешаются просто переводом произведения в закрытый доступ.

«Давайте будем честны перед обществом: ?Трех мушкетеров? не пишем, и мариниными тоже не являемся», — отметила Полушкина. «Поэтому гораздо более насущной задачей, чем защита авторских прав, является наполнение Internet действительно полезной информацией», — считают представители системы образования. Сегодня только 2% сайтов имеют отношение к образованию,1,5% — к культуре, остро не хватает библиографических обзоров, облегчающих поиск нужной информации. Контент — самое дорогое, что есть в Сети, и именно в его создании у России есть шанс «догнать и перегнать» Запад. Публикация в Internet косвенно способствует повышению качества образовательного контента, владельцы публичных ресурсов, по словам Полушкиной, иногда сталкиваются с просьбами снять материал, потому что… автору стыдно.