«Директор информационной службы»

Эволюция системы «Парус» идет не столько в функциональном, сколько в технологическом направлении

Центр корпоративных решений «Парус» проводит мероприятия для клиентов не реже двух-трех раз в год. Но если раньше выступления посвящались преимущественно новым технологиям и продуктам, то на недавнем круглом столе решено было сфокусировать темы докладов на достижениях заказчиков. Акцент переместился с потенциальных клиентов на текущих заказчиков.

«Мы понимаем, что мир шире, чем любой продукт, и тот, кто чего-то добился с нашим продуктом, поделится опытом», — считает директор Центра корпоративных решений корпорации «Парус» Алексей Казарезов.

Алексей Казарезов: «Мир шире, чем любой продукт, и тот, кто чего-то добился с нашим продуктом, поделится опытом»

Если раньше клиентам было достаточно базового функционала системы, то сейчас поставщику решений приходится много дорабатывать в технологическом плане, а не в функционале, чтобы предоставить заказчикам удобный инструмент для тюнинга продукта, для реализации их специфичных пожеланий. Бизнес становится динамичнее, вынуждает в более сжатые сроки обрабатывать большие объемы информации. Все эти тенденции требуют отражения в корпоративной информационной системе.

Однако никакой продукт нельзя сделать абсолютно универсальным. Кроме того, если на создание универсального продукта уходит много времени, он становится громоздким, дорогим и неудобным. Многие докладчики круглого стола говорили, что не используют часть функционала, считая его избыточным. Поэтому под технологичностью в «Парусе» понимают возможность легко, силами служб АСУ предприятий, наращивать функционал системы исходя из особенностей своего бизнеса; возможность поддерживать очень большие объемы данных; возможность модифицировать бизнес-логику системы без остановки работы системы и возможность удаленного доступа в режиме онлайн.

«Вместо того чтобы непрерывно гнаться за избыточным функционалом, что заметно ухудшает эргономику продукта, усложняет настройку и удорожает сопровождение, мы пошли по пути формирования удобных средств развития системы самостоятельно, — рассказывает Казарезов. — Для этого мы пригласили докладчиков из числа клиентов, которые уже сделали достаточно глубокий тюнинг наших систем».

В «ОКБ Сухого» на основе программного обеспечения «Паруса» был реализован проект автоматизации позаказного учета затрат компании. Об этом рассказал заместитель главного бухгалтера по методологии и автоматизации Дмитрий Млоток. Ведение учета в компании осложнялось разнообразием видов деятельности предприятия, большой номенклатурой НИОКР (около 1,5 тыс. одновременно действующих заказов), значительным количеством контрагентов по НИОКР (несколько сотен организаций). Несогласие заказчика с определенными затратами влекло за собой переделку документов и увеличение сроков взаимозачетов. А несвоевременное предъявление заказчику затрат по заказу, согласно положению НИОКР, могло привести к потере права на их возмещение.

В процессе настроек системы были созданы функции переноса затрат с одного заказа на другой, распределительные процедуры по учету затрат. В режиме реального времени ведется позаказный учет затрат, выполненных работ и расчетов с заказчиками. Автоматизирована сложная система позаказного распределения стоимости услуг вспомогательного производства (в том числе собственного автомобильного и авиационного транспорта), а также транспортно-заготовительных и накладных расходов. Внедрение системы управления затратами по заказам позволило предприятию избавиться от уменьшения прибыли из-за неучтенных затрат. К примеру, в 2002 году экономические потери такого рода составили в «ОКБ Сухого» 7% оборота.

Реализация ИТ-проекта в «Евро?цемент Груп» проходила в условиях реструктуризации холдинга, роста объемов производства и стремительного расширения региональной сбытовой сети (число объектов автоматизации увеличилось с 30 до 60). Основные бизнес-процессы менялись несколько раз в течение года. Внедрение информационной системы шло параллельно в управляющей компании, на заводах и в сбытовых филиалах. В ходе проекта в систему был заложен принцип сквозного бизнес-процесса, пронизывающего все подразделения холдинга. На сегодняшний день в центральной базе данных в течение суток обрабатывается более 10 тыс. первичных документов. По ним создается более 5,5 тыс. хозяйственных операций.

Однако не стоит забывать, что чем точнее адаптируешь систему под требования своего предприятия, тем глубже заходишь в такие уголки, которых у других уже не будет, — приходится самостоятельно справляться с возникающими проблемами. Возможно, для их решения как раз и пригодится подобный обмен опытом.