Национальный проект «Образование» определен как приоритетный

Тема качества отечественного образования, в том числе в сфере ИТ, обсуждается в нашей стране все активнее. Вряд ли кого-то надо убеждать, что использование информационных технологий в учебном процессе — не дань моде, но необходимость. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко признает, что для реализации государственной инновационной политики Россия нуждается в специалистах, получивших качественное образование: «Для таких специалистов информационные технологии являются естественным инструментом познавательной и профессионально-практической деятельности».

С целью обсуждения возможностей использования ИТ в образовании российское отделение Microsoft провело в Москве конференцию «Образование в XXI веке».

Государство участвует

Алексей Карпов: «Министерством образования и науки РФ 5 октября 2005 года утвержден приоритетный национальный проект ?Образование?»

Говоря о результатах выполнения федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды 2001-2005», Алексей Карпов, начальник Управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию РФ, сообщил о создании 17 образовательных порталов федерального уровня, более 50 тыс. прошедших переподготовку преподавателях, а также о двух федеральных депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий. 10% школ подключено к Internet или ведомственным сетям. В школах на 80 учащихся приходится в среднем один ПК.

В 2005 году работы по программе заканчиваются, однако, судя по результатам, говорить об окончании создания оптимальной ИТ-инфраструктуры в учебных заведениях преждевременно. Во многом это связано с недостаточным финансированием. Так, из запланированных на осуществление всех мероприятий по РЕОИС 16 млрд. рублей фактически было выделено из федерального бюджета чуть более половины.

На 2006-2010 годы разработана стратегия создания Единой образовательной информационной среды (ЕОИС), на которой будет базироваться следующая федеральная целевая программа развития образования. Основные направления программы таковы: совершенствование содержания и технологий образования; решение проблемы подготовки кадров; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; обеспечение равного доступа к образованию; повышение эффективности управления данной отраслью; интеграция в мировое образовательное пространство. По словам Карпова, чтобы реализовать намеченное, нужны:

  • централизованный заказ на телекоммуникационную инфраструктуру со стороны государства;
  • адресный и целевой характер финансирования проектов;
  • поднятие престижности нового типа образования, опирающегося на современные ИТ;
  • развитие высокотехнологичных и эффективных моделей управления образованием и обеспечение качества.

Свидетельством того, что качество образования заботит высшее руководство страны, должно стать утверждение Министерством образования и науки 5 октября национального проекта «Образование», названного приоритетным. Основные цели проекта заключаются в создании механизма поддержки качественного высшего и общего образования, обновлении образовательной инфраструктуры.

Планируется дальнейшая информатизация образования. По словам Карпова, на закупку электронных образовательных ресурсов в 2006-2007 годах предусмотрено выделить по 150 млн. рублей, на закупку компьютерного оборудования для общеобразовательных учреждений — по 750 млн. рублей; на проведение работ по подключению школ к Internet запланировано израсходовать 1,2 млрд. рублей.

Высшая школа

По мнению Ольги Дергуновой, президента Microsoft в России и СНГ, для того чтобы процесс подготовки студентов был качественным и актуальным, необходимо, наряду с прочими мерами, осуществлять регулярное финансирование всех его составляющих (ИТ-инфраструктура, создание учебных материалов, подготовка и переподготовка преподавателей). Чтобы готовить тех специалистов, которые востребованы на рынке труда, вузам нужно вести постоянное обсуждение с властями и работодателями нужд отрасли. Результатом такого обсуждения должна стать корректировка образовательных курсов и системы тестирования учащихся.

В числе злободневных мер по повышению качества образования Дергунова назвала необходимость сокращения числа ИТ-дисциплин в российских вузах. С этим согласен Лев Титарев, заместитель генерального директора Международного центра по информатике и электронике. Сегодня в вузах насчитывается десятки специальностей по профилю ИТ.

«Они возникают из интересов региональных и прочих заказчиков, например специальность ?информационная безопасность на подводном флоте? и ей подобные. Попытка их классифицировать ни к чему не приводит, — отметил Титарев. — Разумным будет оставить четыре-пять ИТ-специальностей, как это принято в Западной Европе, США и других развитых странах».

Это один из подходов к бережному расходованию средств на обучение, которые сегодня система образования подчас тратит зря, готовя не тех специалистов — либо по уровню, либо по направлению.

Титарев представил проект, имеющий целью определить, чего ждет экономика от ИТ-специалистов.

«Мы попытались составить матрицу ИТ-профессий, которые могут быть использованы в экономике, — пояснил Титарев. — Это 112 профессий, которые мы классифицировали и выстроили в некую иерархическую структуру».

Естественно, каждая профессия требует определенного уровня подготовки. Разработанная система подготовки ИТ-специалистов легла в основу проекта, по словам Титарева, одобренного Минобразованием, цель которого — формирование стратегии образовательного процесса, а также разработка конкретных курсов и программ обучения ИТ-специальностям.

Касаясь отставания процесса образования от развития технологий, Титарев подчеркнул, что это объективное явление: «Образование всегда будет немного позади, но важно выдержать разумный зазор до уровня существующих ИТ. В России сегодня этот зазор слишком велик».


Инициативы

В помощь отечественным школам и вузам ведущие западные ИТ-компании реализуют в нашей стране ряд инициатив. Среди них совместный проект Microsoft и Intel «Виртуоз», имеющий своей целью дополнительную подготовку и стажировку преподавателей вузов, программа Hewlett-Packard по оснащению вузов компьютерной техникой, программа Microsoft «Партнерство в образовании», в рамках которой подписано соглашение о сотрудничестве корпорации с Министерством образования и науки, программа Microsoft IT Academy, разработанная для высших и средних учебных заведений, семинары и курсы по дополнительному обучению, конкурсы для выявления и поощрения талантливой молодежи и т. д.

Специально для образовательного процесса в Microsoft создана целая линейка программных продуктов. В дополнение к представленным ранее Microsoft Learning Gateway, Class Server и Learning Network Manager на нынешней конференции ее участников с новым продуктом. Learning Essentials для Microsoft Office призван помочь школьникам быстро освоить работу с офисными приложениями. Кроме того, как полагают в Microsoft, используя Learning Essentials, «преподаватели смогут существенно облегчить для себя процесс создания учебных материалов, выполнения административных задач и реализацию новых стратегий обучения». Learning Essentials локализован и предоставляется бесплатно тем, кто приобрел Microsoft Office 2003 Editions, или Office XP Professional, или Office XP Standard по корпоративной академической лицензии Microsoft Academic Volume Licensing.

В качестве примера успешной реализации технологий Microsoft в сфере образования на конференции был представлен проект создания корпоративного портала ГУ-ВШЭ на основе SharePoint Portal Server 2003, информационная система Российского нового университета, разработанная с использованием технологии .Net, и ряд других проектов.