Служба новостей IDG, Токио

Конкурентоспособность на рынке плоско?панельных дисплеев определяется не только площадью экрана

Посетители международной выставки плоскопанельных дисплеев FPD International, проходившей в конце октября в Йокогаме, своими глазами увидели то, что на протяжении многих лет, вероятно, слышали от своих жен и подруг: размер — это еще не все.

После нескольких лет непрерывного роста бизнеса плоскопанельных дисплеев, сопровождаемого появлением новых продуктов, которые отличались от своих предшественников увеличенными размерами и более высоким разрешением, акценты наконец начали смещаться в другую сторону.

Рынок плоскопанельных дисплеев крайне привлекателен — к 2010 году он с нынешних 66 млрд. долл. вырастет до 115

Перемены здесь обусловлены тем, что отрасль достигла этапа, на котором уже не имеет смысла продолжать увеличивать площадь панелей. Уже сегодня только очень богатые покупатели могут позволить себе приобрести самые крупные плоскопанельные телевизоры, представленные на рынке. Потенциал для продажи экранов с еще большими размерами практически исчерпан. Разрешение уже давно превысило те 1080 строк, которые воспроизводятся при приеме телепередач высокой четкости, получивших сегодня широкое распространение во многих странах. А, следовательно, и здесь уже не осталось пространства для роста. Стремясь увеличить свою долю на рынке, производители панелей пытаются раздвигать границы технологии сразу в нескольких направлениях. Как нельзя лучше это проявляется в борьбе между изготовителями жидкокристаллических экранов и плазменных панелей.

На рубеже примерно 42 дюймов находится своеобразная «буферная зона», здесь приверженцы жидкокристаллических технологий традиционно уступали дорогу производителям больших плазменных экранов. Но сегодня представители обоих технологических лагерей начинают все активнее вторгаться на территорию противника.

Совершенствование производства помогает создавать жидкокристаллические экраны, которые оказываются крупнее и дешевле выпускавшихся ранее, а плазменные панели наоборот становятся компактнее, сохраняя при этом свое высокое разрешение.

«Новый виток битвы между двумя технологиями станет одной из определяющих характеристик рынка в ближайшие пять лет, — отметил Сан Ван, президент подразделения корпорации Samsung Electronics, занимающегося производством жидкокристаллических экранов. — В настоящее время барьеры между двумя технологиями начинают исчезать, а конкуренция в борьбе за выживание обостряется».

На карту поставлено многое. По оценкам Samsung, объемы продаж на рынке плоскопанельных дисплеев в 2010 году достигнут 115 млрд. долл., в то время как сегодня они оцениваются в 66 млрд. долл.

Все большее значение приобретает цветовая гамма. В эпоху электронно-лучевых трубок все было просто: экраны воспроизводили 72% полного цветового спектра, определенного стандартом NTSC. Сегодня на рынке появились дисплеи, которые поддерживают уже весь цветовой диапазон NTSC и даже больше.

Это означает, что набор цветовых оттенков, доступных зрителям, стал богаче, но поскольку телевизионные трансляции ориентированы на возможности электронно-лучевых трубок, существенную разницу можно почувствовать только при просмотре записей, представленных в формате DVD, или цифрового телевидения.

Существенным параметром для панелей становится и время отклика. Ускорение реакции означает, что панель лучше передаст динамичные сюжеты. Компания Sharp представила прототип ЖК-панели, время отклика у которой составляет 4 миллисекунды.

Важную роль сегодня приобретают и параметры энергопотребления, поскольку потребители начинают оценивать стоимость эксплуатации своих телевизоров-монстров. Производители плазменных панелей выпускают экономичные устройства, которые, как правило, потребляют меньше электроэнергии по сравнению с жидкокристаллическими экранами того же размера.

Производители ЖК-экранов, ощущающие усиление давления со стороны поставщиков плазменных панелей, экранов на органических светодиодах и дисплеев, построенных на базе технологии SED, которая была предложена компаниями Canon и Toshiba, в свою очередь намерены осваивать новые для себя области.

«В перспективе время отклика будет составлять доли миллисекунды», — заявил директор подразделения ЖК-телевизоров тайваньской компании Chi Mei Optoelectronics Чен Ли Йи.


Chi Mei увеличивает разрешение вчетверо

Компания Chi Mei Optoelectronics (CMO) разработала плоскопанельный дисплей, разрешение которого в четыре раза превосходит соответствующие характеристики телевизоров высокой четкости.

Жидкокристаллическая панель с диагональю 56 дюймов имеет разрешение 3840x2160 пикселов. Это вдвое больше параметров разрешения телевизоров высокой четкости как по горизонтали, так и по вертикали.

По словам директора подразделения ЖК-телевизоров CMO Чена Ли Йи, в ходе проектирования разработчикам предстояло преодолеть целый ряд трудностей.

Прежде всего, речь идет об электронных схемах управления панелью. При таком высоком разрешении скорость передачи данных должна составлять примерно 1,4 Гбайт/с, что значительно выше показателей производительности существующих панелей и требует применения дорогостоящей технологии обработки изображения. При подготовке коммерческих продуктов руководство компании надеется сократить число используемых компонентов и обойтись небольшим числом выделенных интегральных схем.

Ожидается, что продажи начнутся в третьем квартале следующего года, и поначалу продукция будет стоить недешево. По словам Чена, начальная цена панелей из первых партий составит около 10 тыс. долл. Цена же готовых продуктов, создаваемых на базе этих панелей, окажется еще выше.

«Такие телевизоры предназначены для тех, кто хочет одновременно смотреть четыре канала с максимальным разрешением, — пояснил Чен. — И некоторые покупатели готовы приобретать подобную технику независимо от того, сколько она будет стоить». Кроме того, новые панели могут найти применение в медицине, в сфере обеспечения безопасности и в военных системах.

Панель CMO по сравнению с современными телевизорами кажется чем-то фантастическим, однако исследователи разрабатывают технологии телетрансляций с разрешением, превышающим даже возможности этого устройства. Представители японской компании Nippon Hoso Kyokai, занимающейся организацией телевизионного вещания, сообщили о создании системы Super Hi-Vision, которая позволяет передавать программы в формате 16:9 с горизонтальным разрешением 4320 строк. По своим характеристикам такое вещание в четыре раза превосходит разрешение новой панели CMO и в 16 раз — разрешение существующих телевизоров высокой четкости.