Служба новостей, Тайбэй

Удивление, которое испытывают, посещая сайт www.gmail.cn, пользователи бесплатного почтового сервиса Gmail, предлагаемого Google, вполне понятно

Разноцветные буквы имеют знакомый внешний вид. Очень похоже на всемирно известный сервис Gmail, но кое-что все-таки выглядит по-другому.

Удивление, которое испытывают, посещая сайт www.gmail.cn, пользователи бесплатного почтового сервиса Gmail, предлагаемого Google, вполне понятно. В конце концов, у двух Web-сайтов есть не только внешнее сходство.

ISM Gmail — это бесплатный почтовый сервис, предлагаемый ISM Internet Technology Development, небольшим китайским поставщиком услуг электронной почты и регистратором доменов из Пекина.

Так же, как и у Google, которая располагает собственной Web-технологией электронной почты, логотип ISM Gmail состоит из букв синего, желтого, красного и зеленого цвета. Оба сайта включают минимально необходимое число элементов дизайна. Вот только в Google отдают предпочтение синим полоскам в верхней и нижней частях экрана, а дизайнеры ISM предпочитают зеленый цвет.

На первый взгляд кажется, что китайский сайт — это наскоро состряпанная подделка хорошо известного сервиса Google. Но здесь есть одна нестыковка: в ISM утверждают, что их сервис Gmail появился первым. По данным центра China Internet Network Information Center, обслуживающего доменную зону .cn верхнего уровня, доменное имя gmail.cn было зарегистрировано 1 августа 2003 года компанией ISM. О создании же сервиса Gmail в Google объявили только 1 апреля 2004 года, то есть на восемь месяцев позже.

Более того, менеджер ISM, попросившая называть ее просто Ванг, подчеркивает, что многоцветный логотип ISM Gmail был создан в 2003 году, задолго до появления разноцветных символов Google: «Мы даже не знали о том, что их логотип выглядит точно так же, как и наш».

По словам Ванг, в августе 2004 года, вскоре после запуска Google сервиса Gmail в США, представители компании предложили ISM обсудить вопросы использования домена gmail.cn и имени Gmail. Однако в дальнейшем переговоры не возобновлялись и сотрудники двух компаний больше не контактировали друг с другом. Со своей стороны в Google заявляют, что продолжают разбираться в этой ситуации.

Так же, как и у Google, которая располагает собственной Web-технологией электронной почты, логотип ISM Gmail состоит из букв синего, желтого, красного и зеленого цвета. Оба сайта включают минимально необходимое число элементов дизайна. Вот только в Google отдают предпочтение синим полоскам в верхней и нижней частях экрана, а дизайнеры ISM предпочитают зеленый цвет

Впрочем, сервисы Gmail имеют только внешнее сходство. Стоит заглянуть «под обложку», как становится ясно, что все здесь делалось совершенно по-разному. К примеру, пользовательский интерфейс Gmail ISM не имеет ничего общего с Gmail Google: тут нет ни цепочек сообщений, ни ярлыков, ни поисковых функций. Гораздо меньше пространство, выделяемое пользователям: в отличие от гигабайта, доступного пользователям Google, клиенты ISM получают не более 300 Кбайт.

ISM не предлагает рекламы, имеющей отношение к содержанию электронной почты. Единственная реклама на сайте ISM Gmail — это баннеры собственного сервиса регистрации доменных имен и рамка с рекламным текстом In association with Amazon.com («Совместно с Amazon.com»). Впрочем, на самом деле ничего этого нет и в помине. Как призналась Ванг, компания ISM не поддерживает с ними никаких отношений: это всего лишь ссылка.

«Сегодня сервис Gmail ISM (название которого расшифровывается как Global Mail) объединяет более 300 тыс. пользователей, — сообщила Ванг. — Однако создание службы и запуск ее в эксплуатацию обошлись нам недешево. На разработку необходимых технологий компания ISM потратила 20 млн. юаней (2,5 млн. долл.)».

Сервис Gmail ISM является многоязычным и в настоящее время поддерживает два языка: английский и упрощенный вариант китайского. В будущем ISM планирует расширить число поддерживаемых языков и довести их до 50, включив в соответствующий список помимо прочих традиционный китайский, японский и корейский.

Сегодня при рассылке электронной почты пользователи могут выбирать между англоязычной формой записи адреса (username@gmail.cn) и записью адреса, при которой имена пользователя и домена представляются символами китайского алфавита.

Для стран, подобных Китаю, где большинство людей не умеют читать и не знают алфавита, отображение адресов электронной почты и Internet на родном языке многими обозревателями уже долгое время рассматривается в качестве меры, имеющей критическое значение для дальнейшей популяризации доступа к Internet.

Возможно, это и так, однако поддержка двуязычного сервиса электронной почты так и не принесла ISM прибыли.

«Первоначально в компании собирались взимать плату за пользование сервисом электронной почты, но после того, как Google предложила аналогичные услуги бесплатно, это стало невозможным, — отметила Ванг. — С выходом на рыночную арену Google клиенты решили, что и ISM не должна брать за Gmail деньги».