Как в AMD собираются удваивать свою долю на рынке микропроцессоров

Летом нынешнего года компания AMD обнародовала планы поднять к 2009 году долю своих процессоров на мировом рынке с 15 до 30%. С этой целью компания намеревается проникнуть в корпоративный сектор и заняться активной работой на развивающихся рынках.

Первый шаг по проникновению в корпо?ративный сегмент уже сделан. С выпуском процессоров Opteron и Athlon 64 компания начала укреплять позиции как отдельно на рынке 64-разрядных процессоров, так и на рынке серверных процессоров в целом. Серверы на основе Opteron начали выпускать такие производители, как Hewlett-Packard, IBM и Sun Microsystems.

По данным Mercury Research, во втором квартале текущего года на долю Opteron пришлось 11,2% всех проданных в мире серверных микропроцессоров с набором инструкций x86. Еще в первом квартале 2005 года эта величина равнялась 7,4%. Доля AMD в общем объеме мировых поставок процессоров для настольных систем составляет менее 5%, поэтому дальнейшие новации, направленные на захват рынка, будут сосредоточены именно в этой области. Ситуация с серверными процессорами в России приблизительно следует за общемировой.

«Все больше местных компаний используют решения на Opteron, значительная часть крупных участников рынка продает решения Opteron. Некоторые об этом не заявляют, но все равно продают, — сказал глава представительства AMD Александр Беленький. — Мы видим несомненный рост нашей рыночной ниши с Opteron». Однако оценить долю Opteron в России он отказался.

Платформа для бизнеса

В сентябре AMD выступила с инициативой Commercial Stable Image Platform («Коммерческая устойчивая платформа»). В рамках CSIP производитель обеспечит несменяемость компонентов персональных компьютеров для бизнеса в течение 15 месяцев. Для этого AMD договаривается с производителями чипсетов, материнских плат, графических и коммуникационных чипов о том, что компоненты, участвующие в программе, в течение трех месяцев будут тщательно протестированы на совместную работу друг с другом, а затем будут гарантированно выпускаться в течение 12-месячного периода внедрения. Трехмесячный квалификационный период будет начинаться в сентябре, а период внедрения — в январе каждого года.

Патрик Мурхед: «Мы твердо верим в то, что потребитель намного умнее, чем считают многие компании»

Унификация позволит предприятиям минимизировать количество используемых дисковых образов для ПК, которые приобретаются в течение периода стабильности, и тем самым сократить расходы на обслуживание систем.

То, что собирается делать AMD, отчасти напоминает выпуск Intel платформ Centrino и Viiv для мобильных и настольных ПК соответственно. Однако в случае с CSIP речь идет о более широком наборе компонентов. В платформах Intel используется строго обозначенный набор микросхем, а в рамках CSIP из деталей предложенного «конструктора» предлагается создавать различные комбинации.

На текущий момент в партнеры AMD по CSIP записались производители чипсетов ATI и nVidia, производители материнских плат ASUSTeK, ECS, Gigabyte и MSI, производители коммуникационных чипов Atheros и Broadcom.

Как считают в Gartner, программа нацелена на региональных сборщиков, которые, используя стандартные компоненты CSIP, смогут создавать стабильные платформы для чувствительных к цене клиентов в малом бизнесе и государственном секторе.

У сборщиков однозначного отношения к инициативе AMD пока нет.

«Наша компания имеет собственный богатый опыт разработки конфигураций компьютеров, в частности на процессорах Athlon 64, — заявил вице-президент группы компаний «Формоза» Владимир Шаров. — Но мы рассмотрим предложение AMD, как только ознакомимся с деталями проекта».

Неосведомленность сборщиков объясняется и тем, что, несмотря на начало 15-месячного периода стабильности, в официальном списке CSIP (на момент подготовки материала) нет ни одного рекомендованного компонента, кроме процессоров самой AMD.

«Материнские платы, которые поддерживают CSIP, только начинают отгружаться, — отметил Беленький. — Без сомнения, большинство крупных российских производителей, которые работают в этом сегменте, ее поддержат. Когда появятся решения, мы назовем имена».

Маркетинг влияния

Ставить цели удвоения рыночной доли стало возможным благодаря запуску нового производства в Дрездене, которое обеспечит 50% производственных потребностей компании.

«Сегодня мы не можем нарастить бизнес. Некоторые сборщики не покупают наши процессоры, поскольку не считают, что мы можем произвести их в достаточном количестве. Но с вводом этих производственных мощностей ситуация изменится и, соответственно, мы будем менять наши маркетинговые шаги», — заявил Патрик Мурхед, вице-президент и директор по маркетингу подразделения микропроцессоров группы вычислительных продуктов корпорации AMD, побывавший в Москве в середине октября.

Исходя из того что производитель сможет обеспечить принципиально иной уровень предложения своих продуктов, маркетинговая политика компании станет более изощренной. Тем не менее масштабных прямых рекламных акций от AMD ожидать не стоит.

В компании предпочитают выстраивать работу с каналом и косвенно влиять на потребителей (для них, по данным собственных исследований AMD, важнейшим фактором при покупке является не марка процессора, а брэнд сборщика ПК и репутация продавца).

Такой подход уже принес свои плоды при продвижении серверных продуктов среди крупнейших клиентов. В AMD ожидают, что это подействует и на менее крупных клиентов.

«У нас есть группа людей, которых мы называем инженерами по развитию бизнеса. Их задача состоит в том, чтобы регулярно встречаться с ИТ-директорами крупнейших корпораций, — заявил Мурхед. — В ходе этих бесед они узнают, каких успехов удалось добиться по применению техники AMD в этих компаниях, каких целей достигли сами компании. Потом эти истории используются, чтобы мотивировать заказчиков из области среднего и малого бизнеса или государственных структур».

Подход к крупным заказчикам в AMD находят и через их тендеры, где компания поддерживает своих партнеров—производителей ПК. В результате, по словам Мурхеда, за последние три года из 100 крупнейших корпораций списка Forbes количество использующих процессоры AMD выросло с 16 до 75.

Партнеры и рынки

Как уже было отмечено, в деле захвата доли рынка AMD будет опираться на своих партнеров-сборщиков, среди которых (в той или иной мере) почти все лидеры мирового рынка. Но есть один крупный производитель, который процессоры AMD принципиально не использует. Это компания Dell, в адрес которой, а также корпорации Intel вице-президент AMD высказался неожиданно резко.

«Нас устраивают те партнеры, которые есть сейчас. И когда кто-то там процитировал, что не наблюдается спроса на Opteron, мы очень рады, что тот, кто это сказал, оказался не прав. Мое личное ощущение состоит в том, что у нас с партнерами по сбыту работа идет лучше и без их [Dell] привлечения, — заявил Мурхед. — Dell может и не играть значительной роли на рынке здесь, в России. Но в таких странах, как Великобритания, пять лет назад они находились в таком же положении, как сейчас в России. Поэтому мы хотели бы, чтобы каждый наш партнер понимал: каждый доллар, который он потратит на процессоры Intel, будет подпитывать бизнес Dell. Все прекрасно знают, что Dell работает с Intel на наилучших условиях».

Эти «наилучшие условия» дали AMD повод инициировать судебный процесс против Intel, обвинив последнюю в нечестной конкуренции. Сославшись на запрет со стороны юристов, Мурхед не стал комментировать возможный исход разбирательства.

Независимые эксперты, как всегда, гораздо словоохотливее.

«По всей видимости, исковое заявление AMD, составленное на удивление удобочитаемо для юридического документа, было изготовлено не только для подачи жалобы, но и для использования в медийной кампании», — говорится по этому поводу в заявлении Gartner. Аналитики считают, что иск не окажет существенного влияния на деятельность ни той, ни другой компании, и советуют клиентам не менять своих решений о закупке ПК на базе процессоров AMD или Intel из-за начала судебного разбирательства.

Что же касается развивающихся рынков, к которым относят и Россию, то чего не хватает местному офису, так это лишних десяти лет опыта работы. «Мы немного запоздали с приходом в Россию, — сказал Мурхед. — И сейчас наверстываем упущенное время».

При этом пока главной задачей представительства будет оставаться именно развитие рынка, а не производство, исследования и разработки. В очередной раз в AMD дали понять, что речи о строительстве в России собственных фабрик пока не идет. По крайней мере, к публичному обсуждению такой возможности в AMD не готовы.

Когда Мурхеда спросили, какие шаги необходимо сделать российскому правительству, чтобы строительство фабрики, аналогичной дрезденской, все-таки состоялось, он так ничего и не ответил, отметив, что это «опасный вопрос».

«Мы постараемся это обсудить напрямую с правительством», — сказал Беленький.


Судебные технологии

Компания Advanced Micro Devices намерена пригласить Intel в суд. В своем иске AMD утверждает, что Intel прибегла к противозаконным действиям, в том числе к угрозам, принуждению и материальным стимулам для того, чтобы убедить производителей компьютеров отказаться от конкурирующих продуктов.

«Доля рынка, которую контролирует AMD, не соответствует ее превосходству с точки зрения технологий. Причина тому — нелегитимные действия Intel», — говорится в заявлении, поданном 27 июня в окружной суд в Делавэре.

Почему AMD подала в суд на Intel?

Несмотря на то что AMD предлагает все новые новаторские решения в своих процессорах Opteron и Athlon, ее доля на рынке процессоров в архитектуре x86 по-прежнему незначительна. В AMD утверждают, что Intel использует свое доминирующее положение на рынке для ограничения конкуренции. В своем иске AMD перечислила 38 компаний, на которые Intel оказывает давление, с тем чтобы они покупали процессоры AMD в ограниченном количестве или не покупали их вообще. Так, в разделе иска, посвященном Dell, единственному производителю ПК первого уровня, который не использует процессоров AMD, говорится: «Во время переговоров о покупке продуктов AMD руководители Dell откровенно признали, что при обсуждении цен от AMD им приходится учитывать вероятные финансовые санкции со стороны Intel».

Почему иск подан именно теперь?

AMD не впервые предпринимает юридические действия против Intel. Аналогичный иск AMD подавала и в 1991 году. Этот иск был разрешен в 1995 году в рамках общего соглашения об урегулировании всех известных судебных споров между Intel и AMD. Тогда, однако, некоторые отраслевые эксперты считали, что позиция AMD была достаточно сильной. По существу, в середине 90-х AMD проиграла, но успех ее процессоров Opteron и Athlon 64, а также двухъядерной технологии сделал корпорацию более грозным соперником для Intel.

Что результаты этого разбирательства могут означать для ИТ-отрасли?

AMD утверждает, что действия Intel вредят конкуренции, и в итоге продукты предлагаются на рынке по более высоким, монопольным ценам. И победа AMD могла бы означать свободу выбора и снижение цен. Но, по мнению некоторых аналитиков, Intel может аргументировать свою позицию тем, что именно благодаря ее процессорам ПК получили столь массовое распространение.

Что результат судебного спора может означать для производителей?

Если выяснится, что Intel использовала в своей деятельности недозволенные приемы, это угрожает неприятностями, по крайней мере в ближайшее время, финансовому благополучию сотрудничающих с ней производителей. Однако, как заявили представители AMD, в перспективе это позволило бы восстановить истинную конкуренцию на рынке и привело бы к снижению цен.

Насколько сложно будет AMD доказать выдвинутые обвинения?

Многие аргументы AMD касаются отношений Intel с другими компаниями. Поэтому AMD придется огласить в рамках судебного следствия имена людей, которые работали с Intel и получали за это вознаграждение, а также представить документы, иллюстрирующие нарушение закона о конкуренции. AMD никак не может повлиять на то, что сообщат эти свидетели. Но AMD уже добилась определенных успехов в этой области: окружной суд принял решение запросить почти у трех десятков компьютерных компаний документы, которые будут использованы в качестве доказательной базы.

Network World, США

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями