«Сети»

Даже в простейших операциях по выдаче наличных или погашению кредитной задолженности при помощи пластиковых банковских карт задействован ряд сложных программных механизмов. Это специализированные банковские системы, средства обеспечения защиты транзакций и их транспортировки. Скоординированную работу перечисленных систем обеспечить непросто. Для этого необходимы специфические интеграционные решения. Опыт их применения обсуждался в ходе семинара, организованного дистрибьютором продуктов Sonic Software, компанией Progress Technologies.

Флагманским продуктом Sonic Software, концептуально соответствующим SOA, является интеграционная сервисная шина ESB. Эта программная инфраструктура действует как промежуточный слой, посредством которого набор бизнес-сервисов многократного использования становится широкодоступным

Эволюция подходов

Простейшие подходы в вопросах интеграции приложений используют банальную передачу файлов, генерируемых различными приложениями для обмена информацией. Другой подход основан на использовании разделяемых баз данных, при котором приложения извлекают и сохраняют данные в дискретных хранилищах информации посредством удаленных локальных клиентов. Кроме того, известен метод удаленного вызова процедур, когда приложения через открытые интерфейсы вызывают удаленные процедуры, методы или функции в других приложениях. Однако наиболее эффективные разработки в этой области основаны на методах обмена сообщениями, считает Юрий Гусев, генеральный директор Progress Technologies. В данном случае приложения взаимодействуют между собой через системы обмена сообщениями для отправки и получения информации. Первоначально интеграционные решения подобного рода использовали так называемое «слабое связывание» независимых приложений посредством инструментария промежуточного слоя категории Messaging Oriented Middleware и основывались на стандартах Java Message Service, Message Driven Beans, SOAP и др.

Дальнейшее развитие метода обмена сообщениями связано с концепцией сервис-ориентированной архитектуры (service-oriented architecture, SOA), в рамках которой каждое приложение рассматривается в виде набора сервисов. Чаще всего это бизнес-ориентированные сервисы, взаимодействующие между собой путем относительно небольшого количества весьма сложных сообщений. При этом даже одно приложение, имеющее модульную структуру, реализует межмодульное взаимодействие посредством вызовов соответствующих сервисов внутри себя.

Флагманским продуктом Sonic Software, концептуально соответствующим SOA, является интеграционная сервисная шина ESB. Эта программная инфраструктура действует как промежуточный слой, посредством которого набор бизнес-сервисов многократного использования становится широкодоступным. ESB построена с использованием XML для представления сообщений, событий, интерфейсов Web-сервисов, а также доступных по сети сервисов для соединения приложений (как унаследованных, так и новых). ESB задействует сообщения для представления независимых (без информации об их состоянии) автономных бизнес-документов или бизнес-событий. Эти сообщения могут трансформироваться, маршрутизироваться, дуплицироваться, обогащаться, фильтроваться и т. д. на основе интеллектуальных сервисов обмена сообщениями независимо от типа отправителя или получателя.

Набор инструментов Sonic SOA Suite также включает в себя собственно систему обмена сообщениями Sonic MQ. Она базируется на применении технологий JMS 1.1 и J2EE и фирменной архитектуры динамической маршрутизации Dynamic Routing Architecture. Последняя обеспечивает высокую пропускную способность, балансировку нагрузки, кластеризацию и оптимизацию управления потоками данных. Все это позволяет заказчику интерактивно добавлять новые кластеры с нулевым воздействием на существующие приложения, упрощает конфигурацию и управление через сеть.

Практический опыт

Продукты Sonic Software используются, например, в компании «Внеш?торгбанк24». В этой организации задействовано множество приложений — в том числе интегрированная банковская система на основе СУБД Progress. Их взаимодействие осуществляется при помощи решения Sonic MQ и разработанного в банке программного модуля «XML-адаптер». Задача последнего — определить сервисы, доступные через XML-запросы, и обеспечить многоступенчатые транзакции во всех филиалах банка. Взаимодействие различных приложений в ВТБ24 являет собой пример интеграции по принципу «точка-точка», когда каждое приложение само «знает», куда и что посылать.

«В реальности получается, что все эти пути известны только системному администратору, и, если он вдруг уволится, работа банка окажется под угрозой», — заметил по этому поводу руководитель проектов интеграции приложений ВТБ24 Владимир Крылов. Поэтому систему необходимо дополнить промышленной шиной, которая будет автоматически маршрутизировать сообщения по нужному адресу на основании их содержимого. Кроме того, подключение к шине каждого приложения должно быть стандартизировано. Перечисленным требованиям удовлетворяет решение Sonic ESB, внедрение которого рассматривается в банке как следующий шаг в ходе интеграции имеющихся приложений.