«Директор информационной службы»

«БДО Юникон» провела конференцию, посвященную повышению эффективности управления компаниями
В России есть определенная специфика управления бизнесом. У нас наиболее важны рост доходов и повышение управляемости бизнесом. В целом управление, как правило, не отлажено, предприятия нуждаются в постановке и настройке базовых процессов. Практически отсутствует рост интереса к проблемам клиентов

Услуги управленческого консалтинга весьма востребованы. Прежде всего, постановка системы управления на предприятии требует несколько большей квалификации, чем ее поддержание, и не всякой компании «по карману» содержать на балансе группу недешевых экспертов, которых в нормальном режиме функционирования вполне можно заменить ординарными специалистами. Кроме того, при наличии обычно небольшого количества очень грамотных менеджеров, отрядить кого-либо на дополнительный проект, оторвав от операционной деятельности, крайне сложно. И, наконец, со стороны виднее — у внешнего консультанта «глаз не замылен» текущими проблемами предприятия, кругозор шире и он не подвержен влияниям корпоративной среды.

Основные тенденции в развитии управления на мировом рынке обозначил заместитель генерального директора «БДО Юникон», директор практики управленческого консалтинга Владимир Ким на конференции «Практика применения международного опыта для повышения эффективности управления крупными российскими компаниями». Прежде всего, это рост ориентации на максимизацию доходов акционеров, которые складываются из роста стоимости компании на рынке и дивидендов. Ким обратил внимание собравшихся на то, что интересы менеджеров и акционеров часто не совпадают, поскольку первые заинтересованы преимущественно в росте масштабов бизнеса. Другой тенденцией является усиление внимания к потребностям клиентов. Здесь необходимо хорошо понимать, что хочет клиент, и иметь возможность удовлетворить его в полной мере. В связи с этим большое значение приобретает внедрение тотальной системы управления качеством. Еще одной особенностью современных систем управления предприятием является рост требований к управляемости бизнеса, которая основывается на ясности, единообразии и простоте исполнения бизнес-правил, а также на использовании мощной ИТ-поддержки. Все бизнес-процессы должны быть максимально просты. Следует активно использовать аутсорсинг «неосновных» бизнес-процессов и управление рисками. Была также отмечена ориентация на децентрализацию принятия решения и использования информационных систем для автоматизации всех внутренних процессов, реализацию сервисов в составе CRM и информационной поддержки руководства.

Ким отметил также специфику управления бизнесом в России. У нас наиболее важны рост доходов и повышение управляемости бизнесом. В целом, управление, как правило, не отлажено, предприятия нуждаются в постановке и настройке базовых процессов. Много компаний еще управляется собственниками, поэтому конфликт интересов менеджмента и акционеров — довольно редкое явление. Практически отсутствует рост интереса к проблемам клиентов и стремление к децентрализации управления.

В связи с задачей обеспечения роста стоимости компании, на конференции был рассмотрен вопрос о выводе компаний на фондовые рынки. Директор по финансовому консалтингу и корпоративным финансам «БДО Юникон» Наталья Одинцова отметила, что российские компании интересны для мировых инвесторов. В частности, за восемь месяцев этого года на фондовые биржи вышло девять российских компаний, которые привлекли в общей сложности 8 млрд. долл. При этом акционирование полезно не только с точки зрения привлечения средств инвесторов. Выход на фондовую биржу подтверждает стоимость бизнеса кредиторам и символизирует высокий уровень развития компании, поскольку требует аудита по международным стандартам и сертификации предприятия на соответствие ISO 9000.

Однако присутствие на фондовой бирже требует от эмитента самоконтроля. Необходимо постоянно демонстрировать инвесторам рост компании, анонсируя все инициативы и широко оповещая о достигнутых положительных результатах. В частности, они должны быть в курсе стратегических планов. По словам менеджера практики управления финансами и контроллинга компании Евгения Рогачева, в нашей стране, как правило, реализация стратегии сводится к тому, что «по большим праздникам руководство извлекает на свет толстый документ». Надо ли тратить средства на недешевый процесс разработки стратегии? Рогачев отметил, что стратегия является мерилом всех действий организации. Прежде всего, с ростом компании носители идеологии данного бизнеса постепенно отдаляются от рядовых исполнителей, в связи с чем стратегия, описывая и формализуя бизнес-идеи, способствует росту сознательности деятельности персонала. В процессе формирования стратегии осуществляется адекватная оценка потенциала предприятия и формулируется программа долгосрочного развития. К числу факторов успеха разработки стратегии Рогачев отнес поддержку со стороны собственника, участие ключевых сотрудников, учет опыта компании, контроль качества, грамотное планирование и комплексный характер внедрения результатов. В краткосрочной перспективе внедрение стратегического управления приводит к росту внутренней интеграции компании, в среднесрочной — к росту эффективности и прозрачности бизнеса и, наконец, в долгосрочной — к повышению его стоимости.


Практика информатизации

Руслан Аксяитов, начальник отдела методологии департамента бухгалтерского учета ОАО «Связьинвест», поделился опытом осуществления проекта по реализации ИТ-поддержки бизнеса.

После того как в 2001 году сменился менеджмент компании, в 2002 году был взят курс на внедрение единой учетной системы с раздельным учетом доходов и расходов по видам услуг, единым планом счетов и т. д. В частности, было решено внедрить МСФО.

В качестве информационной системы в 2003 году был выбран Oracle E-Business Suite. Внедрение международных стандартов отчетности привело к необходимости использования двух Главных книг — для международной и российской отчетности.

При этом ввод информации осуществляется в российскую Главную книгу, а затем данные преобразуются для МСФО.

Для организации учета по основным активам пришлось создать три Главные книги, к указанным выше добавилась Главная книга налогового учета. Таким образом, каждый элемент основных активов теперь имеет, например, три стоимости и три срока полезного использования. Аксяитов отметил, что эти решения вызваны особенностями организации E-Business Suite.

Что касается проекта, то Аксяитов отметил, что ощущалось активное сопротивление сотрудников при переходе с привычной бухгалтерской системы (от «1С») на бухгалтерию, реализованную средствами E-Business Suite, поскольку «в любой ERP-системе бухгалтерия реализована хуже, чем в специализированной бухгалтерской».